Всем с детства хорошо известен мальчик-луковка Чиполлино и его заклятый враг сеньор Помидор, Джельсомино, обладающий волшебным голосом… Автором этих сказок, и многих других прекрасных произведений является итальянский писатель Джанни Родари. Его имя известно немногим, но вот его герои стали настоящей легендой литературного мира. Сюжеты своих произведений, характеры героев он брал из самой глубины души, веря, что его сказки воплотятся в реальность. У Джанни Родари было большое и доброе сердце, которое не могло оставаться равнодушным, особенно если речь заходила о бедствиях и страданиях детей.
Джанни Родари родился 23 октября 1920 года в маленьком городке Оменья на севере Италии. Детство мальчика было наполнено семейным теплом и запахом свежего хлеба, так как отец его был булочником. Возможно, именно эта атмосфера тепла и любви в детстве повлияла на выбор жизненного пути будущего писателя и его взгляды на жизнь.
Позже он напишет множество стихотворений, одно из которых посвятит профессии своего отца — «Какого цвета ремесла?» — в котором расскажет о великолепной профессии булочника:
«Вот перед вами булочник белый,
Белые волосы, брови, ресницы…»
Но безмятежное счастье и светлые дни Джанни Родари длилось недолго. Когда Джанни было всего девять лет, от воспаления легких умер его отец, Джузеппе Родари. Он был добрым, чутким человеком и очень любил животных. Однажды Джузеппе пошел спасать котенка, который мок под дождем, что послужило причиной его простуды и скоропостижной гибели. После этого что-то умерло и в атмосфере дома Родари, и всем пришлось буквально выживать.
Из-за трудного финансового положения Джанни Родари пошел не в обычную школу, а в духовную семинарию, так как помимо знаний детям бедняков там предоставлялась бесплатная еда и одежда. Учиться Джанни не нравилось:
«В школе нас заставляли делать такие нудные вещи, что они могли вывести из терпения даже корову», — вспоминал писатель.
А вот библиотека в семинарии пришлась мальчику по душе. Родари мог часами просидеть за чтением какой-то истории, а позже еще столько же времени потратить на мечты и фантазии о прочитанных историях.
Фантазировал Джанни очень много, хотел достичь всего и во всем. Как позже он сам вспоминал: «Я мечтал очень о многом, но многого потом не сделал, а сделал то, о чем меньше всего думал».
Так как ребенком Джанни все время что-то рисовал, то, конечно же, придумал для себя карьеру художника. Но вот незадача: по рисованию у мальчика были только плохие оценки. Со временем Джанни Родари смирился с тем, что ему не стать великим художником, но рисовать не переставал никогда. Кто знает, может, водя по бумаге карандашом или же по холсту кистью, ему и приходили в голову образы замечательных сказочных персонажей. Ведь рисование учит нас обращать внимание на детали и четче видеть все образы.
Но профессия художника стала не единственной нереализованной мечтой Джанни Родари. Отложив в сторону рисование, мальчик увлекся музыкой. Но и это занятие осталось всего лишь хобби, которое Родари тоже сохранил на всю жизнь. Может из-за любви писателя к музыке, мы невольно слышим разные веселые мелодии, когда читаем или же просто вспоминаем его произведения. Впрочем, эту любовь он даже увековечил в одном из стихотворений:
«Пусть свободно песня кружится!
Сыт не всякий, кто поет,
Но зато крупицу мужества э
Сердцу песенка дает».
И на этом увлечения юного Джанни не закончились. Следующей его страстью стали игрушки — он мечтал стать изобретателем игрушек. И не обычных, а совершенно новых, невероятных, которые бы смогли быть интересными очень долго. Уже став писателем Джанни говорил: «Игрушки, также важны, как книги: если бы это было не так, ребята не любили бы их. А раз они их любят, значит, игрушки учат их чему-то такому, чему иначе научиться нельзя».
Так как же так получилось, что из всего этого Джанни Родари вырос именно писателем? Потому что он никогда не забывал свои детские мечты. Через много лет после окончания семинарии, когда Джанни Родари будет работать журналистом, мимолетно ему в голову придут несколько строчек стихотворения. Так он и начнет понемногу писать свои самые первые стихотворения, а после и рассказы. «Я пытался делать игрушки из слов», — вспоминает Родари свои первые литературные шаги.
Он никогда не забывал своего детства и именно поэтому сумел создать свои произведения такими близкими детям. Ведь это совсем непросто смотреть на мир глазами ребенка. Джанни Родари превратил свою литературную деятельность в веселую игру, в которой ты никогда не знаешь, как все обернется дальше. Но это не означает, что его рассказы были пусты и бездумны. Напротив, в такой легкой игровой форме писатель поднимал немало проблем окружающего его мира. Согласитесь, только в детском воображении атомный гриб можно сравнить с тортом, летящим по небу.
И, хоть Джанни Родари и не стал мастером игрушек, но вот его герои превратились в миллионы игрушек по всему миру. Говорят, что писатель было невероятно польщен, когда увидел в магазине героев своей самой знаменитой сказки «Приключение Чиполлино».
Но все это было многими годами позже. А пока он, только окончив семинарию, поступил работать учителем младших классов. Наверное, Джанни Родари был одним из самых удивительных педагогов за всю историю. Во-первых, он был учителем, пока сам еще был учеником. Дело в том, что, работая в школе, он параллельно учился на философском факультете Католического университета в Милане. А во-вторых, он стал близким другом для ребятишек в своем классе. Работа с детьми приносила будущему писателю огромное удовольствие. «Учителем я был скорее всего никудышным, к педагогической деятельности не подготовленным… Но, смею утверждать, скучным учителем не был. Я рассказывал в классе — и потому что любил детей, и потому что сам был не прочь позабавиться — истории, не имевшие ни малейшего отношения к реальной действительности и к здравому смыслу», — вот так сам Джанни описывает свой педагогический опыт. И дети его обожали.
Да и, если почитать воспоминания самого Родари об этих годах, то занятия его были далеко не бессмысленны. Конечно, фактов в них было немного, но ему удавалось в легкой, игровой форме доносить до детей самые важные прописные истины. Факты Джанни облекал в сказочную, интересную детям форму. Но, что еще важнее, он учил детей рассуждать. Как-то раз Родари-учитель придумал забавную игру: к доске выходили двое учеников и каждый из них независимо друг от друга писал на доске одно слово. Они могли быть настолько разными как, к примеру, «стул» и «пицца». А задание заключалось в том, чтоб другие ученики попытались найти связь между двумя словами, а позже объединить их в одну историю.
Более того, Джанни Родари даже написал собственный учебник — «Грамматика фантазии». И это далеко не сказка, а пособие, направленное на развитие творческих способностей у детей, да и у взрослых. «Я надеюсь, что эта книга сможет быть в равной степени полезна всем, кто считает необходимым, чтобы воображение заняло должное место в воспитании, кто возлагает большие надежды на творческое начало у детей, кто знает, какую освободительную роль может сыграть слово».
Иллюстрация одного из изданий «Грамматики фантазии»
«Свободное владение словом — всем!» — на мой взгляд, это хороший девиз добротного демократического звучания. Не для того, чтобы все были художниками, а для того, чтобы никто не был рабом», — говорил о своей книге Джанни Родари.
Кстати, Джанни Родари написал и еще одно учебное пособие, но на этот раз адресованное только взрослым — «всем, на ком лежит огромная ответственность исправлять — не ошибаясь! — самые маленькие и невинные ошибки, какие только случаются на нашей планете». Эта книга называется «Какие бывают ошибки» и состоит из самых интересных и забавных ошибок, которые встречались на пути автора. Вообще, Джанни Родари был уверен: «Мир был бы непередаваемо прекрасен, если бы в нем ошибались только дети».
Здесь Родари под совершенно непривычным углом смотрит на ошибки. Он призывает всех, не судить их строго, ведь многие из ошибок, напротив, привели к прогрессу. Да и поступать верно, тоже надо знать когда, ведь первый — это не всегда означает лучший: «Ведь можно быть первым вором в городе, первым хулиганом в квартале, первым дураком во всей округе», — писал Родари
Во время Второй мировой войны Родари был освобожден от службы из-за плохого здоровья, но писателю было трудно спокойно смотреть, как погибают его друзья. Тогда он вступил в Движение Сопротивления и в 1944 году стал членом Итальянской коммунистической партии. Именно это последнее событие и подтолкнуло Джанни Родари к журналистике. Он искренне верил в коммунистические идеалы и мечтал, что когда-нибудь они воплотятся в жизнь. Даже несмотря на то, что Джанни был детским писателем, он старался осветить эти идеи и в своих произведениях. Особенно эти мотивы видны в «Приключении Чиполлино». Автор так надеялся, что с помощью своих произведений сможет воспитать будущее поколение людей в духе гуманизма. Родари мечтал, что когда-нибудь сильный дух его героев будет жить в каждом.
Во время работы журналистом в коммунистической газете «Унита», Джанни Родари начинает публиковать свои первые стихи. Он быстро достиг популярности в Италии, а также многих странах коммунистического лагеря. Увидев стремительный успех, руководство назначило Родари редактором еженедельного журнала для детей, хотя на руководящей должности он пробыл недолго. А в 1951 году вышел первый сборник стихов Джанни Родари и его знаменитая сказка «Приключение Чиполлино».
В своих сказках он не использовал магию, не создавал легких путей. Напротив, героями его сказок становились обычные люди (или овощи), которые боролись за свои права честностью и смелостью. Детей особенно привлекало в произведениях Родари то, что его герои были живыми, настоящими. Он не хотел создавать идеального ребенка, который всегда делает то, что нужно, нет. Его персонажи баловались, хулиганили и во все «совали свой нос», как и свойственно настоящим детям.
Вторым самым известным произведением Родари стал «Джельсомино в Стране лжецов». В этой книге писатель осудил самый страшный, по его мнению, порок человека — ложь. «Мне кажется, что самые опасные враги человечества — это лжецы. На свете есть сотни лжецов…Лжец — это тот, кто говорит мир, а на деле стоит за войну… Я очень верю в силу правды… Правда похожа на голос певца — тот голос, от которого дрожат оконные стекла», — так и появился на свет мальчик Джельсомино, чей голос был способен разрушить стены.
Но, увы, сказки, которые Родари хотел воплотить в жизнь, так и не сбылись. В конце 50-х он окончательно разочаровался в коммунистической партии и перешел работать в социалистическую газету «Паезе сера», где и трудился до последнего дня жизни.
В 1964 году выходит сказка Джанни Родари «Путешествие Голубой Стрелы». В ней мир уже не был изображен таким светлым и радостным, как в предыдущих работах. Напротив, сюда писатель вдохнул своё тяжелое детство после смерти отца. На страницах этой книги чувствуется вся безысходность в настроении автора в тот период. Это и фея, которая не может исполнить ваше желание по взмаху волшебной палочки, так как она всего лишь продавщица в магазине игрушек, и Роберто и Франческо, вынужденные тяжело трудиться, чтоб прокормить себя.
Сказки Джанни Родари постепенно начали забываться, как в родной Италии, так и в мире. В последние годы своей жизни, он уже ничего не писал, но продолжал активно заниматься просветительской работой среди детей. Последним отголоском славы писателя стало вручение самой престижной премии мира в области детской литературы — премии Ганса Христиана Андерсена.
Джанни Родари умер 14 апреля 1980 года в Риме.
Искренний и добрый человек, он так полюбился своему маленькому читателю именно за простоту и непосредственность своих сказок. И Джанни Родари даже не предполагал, насколько актуальны будут его сказки спустя годы после его кончины. В них писатель изобразил наш мир, который и по сей день остался прежним, но только в настоящей жизни не так уж легко, оказалось, быть смелым Чиполлино, свергающим с пьедестала сеньора Помидора. Остается лишь надеяться, что мечты Джанни Родари когда-нибудь приблизятся к действительности, а мы увидим еще не одного талантливого писателя, умеющего так искренне верить в детей.
По материалам 2queens.