Оперная дива Лусин Амара, обладательница чарующего сопрано за свою долгую творческую жизнь – 70 лет! – 45 лет блистала на сцене Метрополитен-Опера – одного из известнейших оперных театров мира.
Лусине Такуи Армаганян родилась 1 марта 1925 года в Хартфорде, штат Коннектикут в семье сапожника Джорджа Армаганяна и Адриани Казанчьян. Позже вместе с семьей она переезжает в Сан-Франциско, где начинает петь в хоре местной армянской церкви. Здесь же она поступает в музыкальную школу по классу скрипки и фортепиано. Ее концертный дебют состоялся в 1946 году в «Военном мемориальном оперном театре», а через год она продолжила учебу Музыкальной академии Запада, а затем – в университете Южной Калифорнии. В этот период она уже начала выступать как солистка в «Симфоническом оркестре Сан-Франциско», работа с которым продлится два года.
Лусин было всего 23 года, когда она получила приглашение в труппу Метрополитен-опера в Нью-Йорке — одного из самых известных музыкальных театров мира.
На сцене Метрополитен-Опера она дебютировала в 1950 году в опере Джузеппе Верди «Дон Карло», сразу же покорив публику. Ведущие издания тут же отметили восхождение новой звезды, которую немногим позже лондонский журнал Times назовет «самым лирическим сопрано нашего времени». Через 19 дней после дебюта, на той же сцене Лусин Амара пела партию Первой дамы в «Волшебной флейте» Моцарта.
В целом на сцене Метрополитен-Опера Амара выступала на протяжении 41 года. Среди лучших партий, исполненных ею на сцене прославленного театра – Микаэла в «Кармен», Чио-Чио-сан в «Мадам Баттерфляй», Татьяна в «Евгение Онегине», Антония в «Сказках Гофмана», Донна Эльвира в «Дон Жуане», Недда в «Паяцы», Мими в «Богеме», Леонора в «Трубадуре» и Аида — эфиопская рабыня в «Аиде».
За время работы на сцене она сыграла более чем 56 ролей в 882 спектаклях, многие из которых транслировались по телевидению и радио. К этому добавим, что параллельно выступлениям в Метрополитен-Опера, Лусин Амара спела для фильма Ричарда Торпа «Великий Карузо» 1951 года и сыграла в фильме Тайрона Гатри «Кармен» 1952 года. Примечательно, что в середине 1970-х певица, которой было за 50, подала в суд на оперу, обвинив ее в дискриминации по возрасту из-за того, что ей стали давать меньше ролей. И, конечно, выиграла процесс.
А в 1989 году имя Лусин Амара было внесено в Зал славы вокального искусства.
В качестве примы Метрополитен-опера певица гастролировала, выступая в Париже, Риме, Вене, Стокгольме, Иерусалиме, Мехико. Амара была желанной гостьей на фестивалях в британских Глайндборне и Эдинбурге, пела в Китае и СССР. Певица также выпускала музыкальные диски.
После ухода на пенсию Амара стала художественным руководителем в «New Jersey Association of Verismo Opera», также до последнего времени давала мастер-классы в США, Канаде и Мексике.
Лусин Амара на сцене празднует 90-летний юбилей, 2015 г
Звезда Лусин Амара всегда сияла своей исключительностью. Блестящий вокальный стиль певицы, драматизм игры, цельность воплощенных сценических образов поставили ее в первый ряд артистических имен XX века. Красота и сила ее голоса привлекали к ней внимание самых авторитетных музыкантов и критиков. В течение всей своей творческой жизни она напряженным трудом утверждала силу и авторитет своей личности, и вместе с тем день ото дня росло ее исключительное дарование.
Лусин Амара никогда не забывала о своих корнях. Несмотря на то, что она родилась и выросла в США, она прекрасно знает армянский язык. И, разумеется, в репертуаре прославенной певицы есть и обработки армянских народных песен, творений Комитаса, Екмаляна, Чухаджяна, Тиграняна, произведений современных армянских композиторов. В Армении ей удалось побывать дважды: в 1965 году, когда она выступила на сцене Национального академического театра оперы и балета, и в 1991 году – в непростое для Армении время она выступила на сцене дома Камерной музыки, своим чарующим голосом заставив зрителей хоть ненадолго забыть о всех своих горестях и погрузиться в мир музыки…