«Саломея» - опера Рихарда Штрауса по одноименной драме Оскара Уайльда в переводе Хедвиг Лахман – самая скандальная опера за всю историю.
Саломея с головой Иоанна Крестителя, Тициан, 1550г
Многочисленные преступления Ирода — изгнание супруги, обман брата, кровосмесительный брак со своей племянницей Иродиадой, патологическая страсть к юной падчерице Саломее — неоднократно привлекали художников, в том числе и армянских. Для романтического XIX века особой притягательностью в этом сюжете обладали женские персонажи. В 1893 году повесть Флобера «Иродиада» вдохновила английского писателя Оскара Уайльда на создание одноактной драмы «Саломея» на французском языке для знаменитой трагической актрисы Сары Бернар. Прошедшую по европейским сценам со скандальным успехом пьесу Штраус увидел в начале 1903 года в Берлине.
Рихарт Штраус, Портрет работы Макса Либермана, 1918г
Возбуждающая экзотика Востока, пиршество чувственных эмоций и запретных эротических желаний, истерически-нервная природа Ирода, наконец, острота контраста между чудовищным аморализмом гибельно-манящего образа Саломеи и христианскими идеалами Иоканаана (Иоанна Крестителя) вдохновили Штрауса на сочинение музыки. Композитор увидел в Саломее не только женщину-монстра, охваченную маниакальным желанием. Во многом переосмыслив главный образ, Штраус отразил трагическую силу страсти, роковую неудержимость, в результате которых пробуждается истинное чувство любви.
«Саломея», Вардгес Суренянц, 1907г
Постановка «Саломеи» стала крупным событием в истории немецкой и мировой оперы, это была сенсация музыкального сезона. Однако певцы назвали оперу неисполнимым и безнравственным произведением. Так, первая исполнительница главной роли, артистка М. Виттих, вначале заявила: «Я не буду это петь, я порядочная женщина». Но надо признать, что вызвавшая резко противоположные отзывы критики, «Саломея» впоследствии завоевала успех и утвердилась в репертуаре ряда ведущих мировых театров.
Афиша премьеры оперы «Саломея» Рихарда Штрауса
Самый известный эпизод оперы «Саломея» – «Танец семи покрывал» - танец, который исполняла Саломея перед Иродом Антипой. Этот танец – популярный в живописи и литературе сюжет, созданный по мотивам истории казни Иоанна Крестителя, упомянутой в Евангелии от Матфея.
Сюжет этот следующий:
Иоанн Креститель был посажен в тюрьму за то, что критиковал брак Ирода Антипы и Иродиады, бывшей жены Ирода II, неполнородного брата Ирода Антипы.
Саломея, дочь Иродиады и племянница Ирода Антипы, танцевала на дне рождения Ирода Антипы. Танец настолько понравился дяде, что он пообещал племяннице все, что та пожелает. По наущению Иродиады Саломея попросила у Ирода Антипы голову Иоанна Крестителя. Ирод приказал обезглавить Иоанна и принести его голову на блюде.
Танец Саломеи, Арман Поинт, 1898г
Изначально пьеса «Саломея» была написана Уайльдом на французском, Штраус же написал оперу на немецкое либретто – и сегодня наиболее часто «Соломея» ставится именно на немецком. В 1907 Штраус создал альтернативную версию на французском, которая использовалась Мэри Гарден, самой известной исполнительницей партии Саломеи, когда она пела в Нью-Йорке, Чикаго, Париже и других городах.
Бернардино Луини, Саломея с головой Иоанна Крестителя
Первые постановки «Саломеи» встретили бурю критики и цензурирования. Опера немедленно была запрещена к постановкам в Англии – по решению лорда Чемберлена, наложившего запрет на пьесу Уайльда. Трудности с постановкой испытал и Густав Малер, тщетно пытавшийся осуществить исполнение «Саломеи» в Вене. В Метрополитен-опера, благодаря сноровке импресарио Генриха Конрида Саломея все же была поставлена 22 января 1907 года (американская премьера), но только единожды — последующие постановки были сняты под давлением банкира Дж. П. Моргана. Следующая постановка «Саломеи» в Метрополитен будет дана только лишь в 1934 году.
Саломея с головой Иоанна Крестителя, Караваджо, 1607-1610гг
Особенное внимание ряд исследователей уделяет постановке оперы в Граце 16 мая 1906 года (австрийская премьера), которой дирижировал лично Штраус. В аудитории собралось множество слушателей, среди которых был Малер, пропустивший премьеру в Дрездене, Пуччини, специально приехавший на постановку и молодой безработный Адольф Гитлер, не без труда собравший деньги на билет. Об этом факте упоминает также и сам Штраус в письме Рудольфу Моральту. О постановке в Граце говорится и в книге Томаса Манна «Доктор Фаустус», где в XIX главе Адриан Леверкюн посещает австрийскую премьеру.
Материал подготовила: Тамара Хачатрян