Амедео Модильяни: «…все божественное в нем только искрилось сквозь какой-то мрак…» - RadioVan.fm

Онлайн

Амедео Модильяни: «…все божественное в нем только искрилось сквозь какой-то мрак…»

2019-07-12 21:49 , Немного О..., 4959

Амедео Модильяни: «…все божественное в нем только искрилось сквозь какой-то мрак…»

Сегодня, 12-го июля, день рождения известного художника, о котором до сих пор пишут книги и снимают фильмы, и необычный стиль которого невозможно уложить ни в одно художественное направление. Интересно, что при жизни его работы не были востребованы, а сегодня они бьют рекорды на мировых аукционах. Итак, сегодня исполняется 135 лет великому Амадео Модильяни.

Неповторимы не только меланхоличные герои Амедео Модильяни. Его жизнь — трагическую, но бурную, а порой и буйную — тоже ни с чьей не спутаешь. Ко дню рождения художника мы вспоминаем самые яркие моменты его короткой, но насыщенной биографии.

Спас семью от нищеты своим рождением

Амедео Модильяни спас свою семью от нищеты, просто появившись на свет в нужное время и в нужном месте — 12 июля 1884 года в итальянском городе Ливорно. Отец будущего художника — Фламинио Модильяни — был бизнесменом: торговал углем и дровами, имел долю в серебряных копях и даже держал собственную маклерскую контору. Но к моменту рождения четвертого сына обанкротился. Ровно в том момент, когда супруга мучилась в схватках, в дверь постучали: пришли описывать имущество бизнесмена. Но семья догадалась провернуть один фокус. Итальянские законы в то время были таковы, что кровать роженицы оставалась неприкосновенной для приставов. В ожидании должностных лиц и маленького Амедео домашние просто завалили роженицу и ее постель тем, что было нажито непосильным трудом и могло спасти от голода и нищеты в будущем.

Хотя мать ребенка — Евгения Гарсен — в своем дневнике трактовала этот эпизод иначе: вломившихся в дом во время родов приставов она сочтет дурным предзнаменованием для своего ребенка. И, к сожалению, окажется права…

Художником его сделала болезнь

Амедео рос в семье интеллектуалов, получил отличное образование, но покладистым характером не отличался. «Может, будет художником?» — утешительно объясняла мать строптивость сына. Точки над i расставит тиф: во время болезни, в жару и в бреду, юноша будет бормотать слова восторга в адрес шедевров итальянских мастеров и уверять, что не умрет, пока не посетит Галерею Уффици. Как только Дидо чудом выздоровел, родители позволили ему бросить школу, чтобы все свободное время посвятить урокам живописи в Академии искусств Ливорно. С тех пор юный Модильяни много учится в разных мастеров и в разных школах: во Флоренции, Венеции и, позже, в Париже.

Модильяни и богемная жизнь Монмартра

В начале 1906-го года на деньги, скопленные матерью, Амедео отправился в центр мирового искусства того времени – в Париж. Там художник проводит часы в залах Лувра, заводит дружбу с современниками – живописцем Морисом Утрилло, поэтом Максом Жакобом, художником Пабло Пикассо. Несмотря на слабое здоровье (в 1900-м году Модильяни сразил туберкулез), Амедео принимает активное участие в богемной жизни Монмартра, где снимает студию. Алкоголь и гашиш – ее неотъемлемая часть.

Непризнанный, но гениальный скульптор

Есть мнение, что Модильяни родился гениальным скульптором, но, поскольку его опыты в этой области не были приняты современниками (однажды Модильяни даже утопил свои работы), он вынужден был сосредоточиться на живописи — делая при этом героев своих полотен такими, будто они высечены из камня.

Есть одна из многочисленных историй, демонстрирующих, насколько Модильяни был одержим камнем. Однажды летней ночью он вышел прогуляться, приметил на стройке будущего метрополитена отличный камень и тут же принялся превращать его в скульптуру. Пришедшие утром на работу строители творческого порыва Модильяни не оценили и отправили его произведение в фундамент возводящегося здания.

Впрочем, в 1911-м Амедео выставлял каменные скульптуры голос (так называемые «столпы нежности») в ателье португальского художника Амедео де Соуза-Кордосу. Некоторые из таких работ даже были проданы художником на Осеннем салоне в 1912-м.

Модильяни и Анна Ахматова

В 1910 году она приехала в Париж из России. А он из Италии. Она — в свадебное путешествие. А он — в поисках славы. Что же они делали, познакомившись? Гуляли под дождем и читали вслух Верлена.

Ахматова их роман отрицала. Впрочем, не уточняя, какую именно степень близости она под этим словом подразумевает. А близость, безусловно, была. Ему этой близости хватило на серию рисунков (к сожалению, не все они сохранились). А ей — на стихи (хотя она и утверждала, что специально для «Моди», как она его называла, ничего не писала, но исследователи находят в ее парижских строках настроения, явно спровоцированные общением с художником):

Мне с тобою пьяным весело —
Смысла нет в твоих рассказах.
Осень ранняя развесила
Флаги желтые на вязах.

Оба мы в страну обманную
Забрели и горько каемся,
Но зачем улыбкой странною
И застывшей улыбаемся?

Мы хотели муки жалящей
Вместо счастья безмятежного…
Не покину я товарища
И беспутного, и нежного.

1911
Париж

Надо сказать, что Модильяни не рисовал Ахматову с натуры. Они гуляли, читали стихи, а потом он шел в мастерскую и брался за карандаш. Во всяком случае, на такой версии настаивала Ахматова…

«…все божественное в Модильяни только искрилось сквозь какой-то мрак. Он был совсем не похож ни на кого на свете. Голос его как-то навсегда остался в памяти. Я знала его нищим, и было непонятно, чем он живет. Как художник он не имел и тени признания». Анна Ахматова

В целом художник создал 16 рисунков-портретов Ахматовой. Но об этом мы знаем только из воспоминаний Ахматовой. Сами рисунки погибли в ее царскосельском доме в первые годы войны. Сохранился лишь один. В 1911-м они рассталась навсегда.

Женщина, лежащая на кровати (Анна Ахматова), Амедео Модильяни, 1911г

Мастер «ню» и его первая и последняя прижизненная выставка

Лежащая обнаженная, Амедео Модильяни, 1917г

Жемчужиной творчества Амедео Модильяни считаются его работы в жанре ню. Самобытные, теплые, чувственные и очень реалистичные, они когда-то привели к скоропостижному закрытию его первой и единственной персональной выставки в Париже, которая, как назло, проходила как раз напротив… полицейского участка.

Лежащая обнаженная с голубой подушкой, Амедео Модильяни, 1917г

Век спустя – в 2012 году самой дорогой картиной Амедео Модильяни считалась «Лежащая обнаженная с голубой подушкой»: за 118 миллионов долларов в результате закрытой частной сделки ее приобрел российский миллиардер, владелец футбольного клуба «Монако» Дмитрий Рыболовлев. Правда, вскоре он выяснил, что предыдущий владелец полотна получил всего 93,5 млн. Коллекционер заподозрил, что разницу прикарманил швейцарский арт-дилер Ив Бувье, которого в начале 2015-го по заявлению Рыболовлева арестовали. В том же 2015-м самой дорогой картиной Модильяни стала другая «Лежащая обнаженная»: миллиардер из Китая Лю Ицянь отдал за нее 170 миллионов долларов (тогда как эстимейт составлял только 100).

Женщины в жизни художника

В 1914-м Модильяни познакомился с английской журналисткой, поэтессой, путешественницей и искусствоведом Беатрис Гастингс, которая стала его спутницей и моделью – художник написал с нее 14 портретов.

Мадам Помпадур. Портрет Беатрис Хастингс, Амедео Модильяни, 1915г

Спустя три года в жизни Модильяни появилась 19-летняя Жанна Эбютерн. От этих отношений родилась дочь, которую назвали также Жанной, и 25 портретов Жанны-матери.

Портрет Жанны Эбютерн, Амедео Модильяни, 1918г

Портрет Жанны Эбютерн (с шейным платком), Амедео Модильяни, 1919г

Амедео и Жанна: вместе – и в жизни, и в смерти

В 1919-м году Амедео и Жанна с ребенком вернулись в Париж с юга Франции, где они пересиживали возможную оккупацию Парижа немецкими войсками. Узнав о повторной беременности Жанны, они с Амедео решили пожениться, но смерть нарушила все планы. 24 января 1920-го года Амедео Модильяни умер в больнице от туберкулезного менингита, а Жанна пережила его всего на один день. Попрощавшись с любимым и положив ему в гроб прядь своих волос, она отправилась в родительский дом, но не вынесла боли утраты даже до рассвета — и выбросилась из окна. Она была на девятом месяце беременности. Впоследствии их дочь воспитывала сестра Модильяни.

Послесловие

Амедео Модильяни похоронили на кладбище Пер-Лашез. «Смерть настигла его на пороге славы» — такие слова начертаны на его надгробии. Художник, над которым еще вчера насмехались, совсем скоро обогатит тех, кто додумался скупить его работы. И прямо сейчас, на собственных похоронах, получает запоздалое признание в виде скорбных лиц коллег-художников и натурщиц. Даже полицейские салютуют ему! Увидев это необычное зрелище — не те ли самые это жандармы, которые запретили обнаженных дев Модильяни? — и Пикассо шепнет на ухо писателю Франсису Карку: «Смотри-ка, он отмщен!».

Амедео Модильяни, Пабло Пикассо и критик Андре Сальмон, 1916-й год

Лента

Рекомендуем посмотреть