Только, пожалуйста, не делайте из меня икону и не вешайте на стену. Я всего лишь Георгий
Арам Гаранян, отец одного из лучших джазменов, бежал из Турции в 1915-м, до России добрался чудом и осел здесь на всю жизнь. Здесь он стал инженером и женился на учительнице начальных классов Вере Корчиной, и 15 августа 1934 года у них родился сын Георгий.
Музыкант вспоминал, что, когда пришло время учиться армянскому языку, отец был на фронте и ребенка воспитывала мать. Она же всецело поддерживала первые музыкальные опыты сына, несмотря на то, что отец мечтал, чтобы Георгий пошел по его стопам и стал инженером. Гаранян даже поступил в Московский станкоинструментальный институт, но уже во время обучения возглавил «Золотую восьмерку» молодых джазменов, позднее составившую основу молодежного оркестра ЦДРИ под управлением Юрия Саульского.
Уже в 1958 году он влился в оркестр Олега Лундстрема, в 1966-м Гаранян уже в оркестре Всесоюзного радио. Работа здесь принесла Георгию Арамовичу широкую известность и после окончания в 1969 году дирижерских курсов, уже в 1973-м он возглавил оркестр фирмы грамзаписи «Мелодия», все время существования которого неразрывно связано с фамилией Гараняна.
Именно этому оркестру и лично Григорию Арамовичу советский кинематограф 1970–80-х обязан великолепной музыкой, звучавшей в лучших фильмах той поры. Помимо этого, музыканты работали с эстрадными певцами от Кобзона и Пугачевой до Высоцкого. Ну и, наконец, за время своего существования оркестр под управлением Гараняна выпустил 12 сольных дисков как с чужими произведениями, так и с музыкой самого Георгия Арамовича. Так, «Лабиринт», альбом 1974 года, стал первой джаз-роковой пластинкой в Союзе.
Вот мнение одного из старейшин джазового цеха, президента Московского джаз-ангажемента Юрия Саульского: «Творческая карьера одного из самых известных советских джазовых музыкантов - Георгия Гараняна - складывалась на моих глазах. Он яркий представитель мэйнстрима, во многом определивший само это понятие в практике отечественного джазового музицирования. Гаранян - саксофонист, композитор, аранжировщик, дирижер, прекрасно владеющий всеми этими профессиями, - безусловно, является одной из знаковых фигур современного российского джаза».
Первая известность в далеких 1960-х пришла к молодому джазмену в немалой степени благодаря музыкальным программам Русской службы «Голоса Америки». В середине 60-х радиостанция «Голос Америки» регулярно транслировала джазовые пьесы молодого талантливого музыканта Георгия Гараняна. Сам Георгий Арамович как-то в интервью автору этих строк с большой теплотой вспоминал американского радиокомментатора Уиллиса Коновера, который еще полвека назад пророчил Гараняну прекрасное будущее и как композитору, и как солисту-импровизатору, и как дирижеру-аранжировщику. А в свою очередь известный американский критик Фредерик Старр в своей книге «Red and hot» писал о Гараняне: «Он поистине великолепен».
«Впрочем, у такой популярности была и оборотная сторона – девять лет я был «невыездным» артистом, – с грустной иронией вспоминал в интервью Русской службе «Голоса Америки» Георгий Гаранян, – ведь джаз – это свобода, в его основе лежит импровизация. Вот, наверное, почему советские власти часто настороженно относились к этой музыке, а охотнее признавали классику, где все заранее расписано».
И все же Георгий Гаранян был из тех людей искусства, кто не изменял своим принципам и не сворачивал со своего собственного творческого пути. Заслуженное признание уже давно пришло к этому народному артисту, первому среди российских джазовых музыкантов лауреату государственной премии России, а также номинанту премии «Грэмми».
Георгий Гараян сетовал на то, что джаз все больше превращается в элитарное искусство, что современные исполнители слишком усложняют музыку, забывая, что, в первую очередь, она должна приносить удовольствие – лишь тогда у джаза появятся новые поклонники.
На вопрос о том, почему он не ушел, например, в бизнес, Гаранян со смехом отвечал, что его фирма моментально прогорела бы.
Пo пpиглaшeнию oднoгo из лyчшиx диpижepoв миpa Гeннaдия Poждecтвeнcкoгo анcaмбль "Meлoдия" и Гeopгий Гapaнян (кaк coлиcт-импpoвизaтop) пpинимaли yчacтиe в пpeмьepe Пepвoй cимфoнии Aльфpeдa Шниткe.
Егo фaмилия значится в титрах более 100 фильмов. Он нe тoлькo диpижиpyeт - он пишeт для кино. Плoд eгo кoмпoзитopcкoй дeятeльнocти - мyзыкa к 30 кинoфильмaм. Cpeди ниx: "Пышкa", "Волшебный фонарь", "Бенефис Людмилы Гурченко", "Peцeпт ee мoлoдocти" (премия журнала "Экран" за лучший музыкальный фильм 1985 года), "Пoкpoвcкиe вopoтa", "Beчepний лaбиpинт", "Наш американский Боря", "Игpa в любoвь".
В 1981 гoдy Гeopгий Гapaнян пepвым из джaзoвыx мyзыкaнтoв cтaл Зacлyжeнным apтиcтoм РСФСР, a в 1992 гoдy - Нapoдным apтиcтoм Poccийcкoй Фeдepaции.
Ha кoнцepты Гeopгия Гapaнянa пpиxoдили люди вcex пoкoлeний - как cтapшeгo, так и мoлoдoгo, тoлькo нaчинaющeгo oткpывaть для себя этoт yдивитeльный жaнp - джaз. Oни узнавали o Гapaнянe oт cвoиx poдитeлeй, кoтopыe дo cиx пop xpaнили плacтинки aнcaмбля "Meлoдия".
Кроме того, Гаранян некоторое время был главным дирижером Цирка на Цветном бульваре, а также вел радиопередачу "Джаз-клуб Георгия Гараняна" и телепрограмму "Джем-5" на канале "Культура". Гаранян также был единственным джазовым музыкантом, имевшим персональный абонемент в Большом зале Московской консерватории.
Сам музыкант считал одним из своих наиболее важных достижений учебник "Аранжировка для эстрадных, инструментальных и вокально-инструментальных ансамблей", написанный в 1970-х годах. По этой книге до сих пор учатся студенты всех музыкальных вузов и училищ России.
Проверено временем – эти слова как нельзя лучше подходят и для всего творчества Георгия Гараняна. Это был неутомимый труженик. Даже в последние годы он продолжал давать по сто концертов год. А ушел из жизни, готовясь к новому совместному концерту с прославленным французским маэстро Мишелем Леграном. Впрочем, теперь мы понимаем, что в другом творческом ритме, щадя свое сердце, и не мог жить и работать патриарх российского джаза. Ведь джаз, как любил повторять Георгий Гаранян, – это не работа, это философия и стиль жизни.
Материал подготовила: Марина Галоян