История одного шедевра: «Сталкер» Андрея Тарковского – трагедия человека, который хочет верить, хочет заставить себя и других во что-то верить - RadioVan.fm

Онлайн

История одного шедевра: «Сталкер» Андрея Тарковского – трагедия человека, который хочет верить, хочет заставить себя и других во что-то верить

2019-06-26 23:02 , История Одного Шедевра, 5227

История одного шедевра: «Сталкер» Андрея Тарковского – трагедия человека, который хочет верить, хочет заставить себя и других во что-то верить

В далеком 1973 году, еще в период работы над «Зеркалом», Андрей Тарковский оставил в своем дневнике запись о том, что его заинтересовало новое произведение братьев Стругацких. Через год Тарковский связался с писателями и сообщил, что заинтересован в экранизации их повести «Пикник на обочине», опубликованной в 1972 году.

Андрей Тарковский

Одновременно режиссер также вынашивал в то время планы экранизации Достоевского «Идиот» и Толстого «Смерть Ивана Ильича», и даже взялся писать сценарий по роману «Ариэль», однако к концу 1975 года Тарковский принимает окончательное решение – вместе с братьями Стругацкими начать работать над сценарием к фильму, который должен был называться «Машина желаний». По воспоминаниям самого Тарковского это была одна из самых сложных работ в его жизни.

Но обо всем по порядку.

19 мая 1980 года на экраны вышел фильм «Сталкер» режиссера Андрея Тарковского, который говорил, что в нем он «легально коснулся трансцендентного». Он стал последним фильмом Тарковского в СССР и первым в его позднем, зрелом периоде. «Сталкер» был признан шедевром мирового кинематографа. С момента выхода фильма прошло больше 30 лет, но и по сей день он привлекает внимание киноведов, собирая вокруг себя различные дискуссии. Сам Тарковский отзывался о картине так:

«Что касается идеи «Сталкера», то ее нельзя вербально сформулировать. Говорю тебе лично: это трагедия человека, который хочет верить, хочет заставить себя и других во что-то верить. Для этого он ходит в Зону. Понимаешь? В насквозь прагматическом мире он хочет заставить кого-то во что-то поверить, но у него ничего не получается. Он никому не нужен, и это место — Зона — тоже никому не нужно. То есть, фильм о победе материализма…».

Аллегорический научно-фантастический «Сталкер»

Трое мужчин — Профессор (Николай Гринько), Писатель (Анатолий Солоницин) и Сталкер (Александр Кайдановски) — отправляются на загадочную и запретную территорию, известную как «Зона». Это место, куда 20 лет назад упал метеорит. В «Зоне» все не то, чем оно кажется, предметы здесь меняют места, а ландшафты смещаются и перемещаются. Создается впечатление, что некоторая невидимая сила делает все возможное, чтоб сохранить свои границы.

«Зона» — это очень сложная система смертельных ловушек. Здесь не возвращаются тем же путем, которым шли. Здесь каждую минуту все меняется. В Зоне не работают теоретические построения, полагаться следует только на интуицию. Зона принимает только потерявших надежду.

Но самое главное, что привлекает на эту опасную территорию людей, это легенда о том, что в «Зоне» есть бункер, в котором находится некая комната, способная исполнить любое самое сокровенное желание. Но в пути к комнате вы испытываете не только вашу решимость на пути к желаемому, но и веру в то, чего вы на самом деле хотите достигнуть.

Сценарий постоянно переписывался еще до начала съемок, но и в процессе Тарковский постоянно вносил туда коррективы. В общей сложности сценарий фильма переписывался примерно десять раз, так как Андрею Тарковскому все время хотелось оставить в картине как можно меньше фантастического. В итоге фильм получил название «Сталкер» и от повести «Пикник на обочине» в нем осталась лишь общая идея: сюжет, герои, реплики, цель путешествия — все кардинально отличалось от первоначального текста. Первые варианты сценария Тарковский назвал слишком «пестрыми» и нуждающимися в «ускучнении». Стругацкие же терпеливо относились к бесконечным переделкам будущего сценария.

Братья Стругацкие

«Нам посчастливилось работать с гением. Это значит, что нам следует приложить все свои силы и способности к тому, чтобы создать сценарий, который бы по возможности исчерпывающе нашего гения бы удовлетворил». Борис Стругацкий

«Я помню, как Стругацкие на премьере «Сталкера» говорили зрителям: «Не верьте титрам, мы не сценаристы, это все он — один». И точно — «Сталкер» переписывался раз десять. Тарковский мог утром прийти на съемку и сказать помрежу: «Маша! Пока господа актеры переодеваются, дай им почитать новый сценарий. Пусть познакомятся с новым текстом». Когда он успевал переписывать? Ночами?». Николай Гнинько, исполнитель роли Профессора.

Съемки «Сталкера» начались в феврале 1977 года и длились по декабрь 1978 года. Андрея Тарковского постоянно не устраивал результат, он был вечно раздражен и не доволен. И, словно по его желанию, фильм пришлось снимать трижды. Оригинальный вариант фильма, который снимал операторГеоргий Рерберг, работавший с Тарковским над «Зеркалом», был испорчен при проявлении пленок в лаборатории «Мосфильма».Вторым оператором картины стал Леонид Калашников, но отснятый им материал забраковал режиссер. Версию, которая дошла до зрителей, снимал Александр Княжинский.

«Оплошность лаборатории, испортившей часть отснятого материала, побудила Тарковского начать почти заново, с новым оператором А. Княжинским. Сам он на этот раз выступил не только как соавтор сценария и режиссер, но и как художник фильма, еще на шаг приблизившись к своему идеалу абсолютного и единоличного «авторства». Может быть, поэтому «Сталкер» поражает аскетическим единством стиля, выдержанным от начала до конца фильма и почти демонстративным». Киновед Майя Туровская

Изначально планировалось снимать «Зону» неподалеку от города Исфара в Таджикистане, но 31 января 1977 года там произошло землетрясение, поэтому пришлось искать новую натуру. Весной Георгий Рерберг нашел такое место на территории Эстонии — заброшенная электростанция на реке Ягала в 25 километрах от Таллинна. В результате сброса в воду отходов целлюлозного комбината, река и лес в той местности сильно пострадали. А в апокалиптический антураж фильма эта мертвая природавеликолепно вписалась. В 2006 году на трубе, в которой проводились съемки «мясорубки» была установлена памятная табличка, где говорится о том, что здесь снимался фильм «Сталкер».

Из-за того, что во время съемок были испорчены многие метры редкой и дорогой пленки Kodаk, место переносилось, а сценарий переписывался несколько раз на производство фильма ушло около 1 миллиона рублей. И в итоге Тарковский принял решение сделать его двухсерийным.

Само слово «сталкер», которое братья Стугацкие использовали в качестве обозначения рода деятельности проводника в «Зону», после выхода фильма получило широкое распространение. А подтолкнул братьев Стругацких на создание этого неологизма роман Редьярда Киплинга «Сталки и компания». Главного героя этой книги звали Сталки, что означало «проныра», «ловкач», «пройдоха», «проходимец».

«Мне важно установить в этом фильме то специфически человеческое, нерастворимое, неразложимое, что кристаллизуется в душе каждого и составляет его ценность. Ведь при всем том, что внешне герои, казалось бы, терпят фиаско, на самом деле каждый из них обретает нечто неоценимо более важное: веру, ощущение в себе самого главного. Это главное живет в каждом человеке». Андрей Тарковский

Часто трех героев фильма критики сравнивают со Святой Троицей. Каждый из персонажей символизирует свое философское начало: Профессор – научный материализм, Писатель – мировоззрение художника, Сталкер – веру. На это указывают и частые цитирования библейских текстов, в том числе Евангелие от Луки и Апокалипсис.

Кроме Библии в «Сталкере» Андрей Тарковский цитирует также Германа Гессе, Ивана Бунина, Рюноске Акутагаву и стихи Федора Тютчева. А после прохождения «мясорубки» Сталкер читает стихотворение «Вот и лето прошло…». Его автор Арсений Тарковский – русский поэт и отец режиссера.

Александра Кайдановского, который исполнил роль «Сталкера» с режиссером свел случай. На момент съемок фильма актёр встречался с Валентиной Малявиной, которая какое-то время была любовницей Тарковского. И однажды пара встретила его в ресторане. Увидев Кайдановского, режиссер очень им заинтересовался: «Кто твой кавалер? У него уникальное лицо». И спустя некоторое время Тарковский позвал его на главную роль.

«Несомненно, Кайдановский был очень талантливым человеком. Он очень запомнился всем в фильме «Свой среди чужих, чужой среди своих». Потом его имя довольно сильно прогремело, когда был поставлен детектив «Бриллианты для диктатуры пролетариата». Я помню его в фильмах «Дети Ванюшина», «Красная площадь», «Телохранитель», «Первая любовь», «Огненный мост». Но роль у Тарковского - высшая художественная удача Александра Кайдановского. «Сталкер» всех ошеломил. Фильм был фантастический. Символический. Критика превозносила его до небес». Киновед Виталий Вульф

А в роли жены Сталкера изначально хотели снимать жену Тарковского Ларису, которая до этого уже снялась в «Зеркале» в роли Надежды, женщины, которая покупает серьги у главной героини. Но после того, как на пробы пришла Алиса Фрейндлих и исполнила первый фрагмент, решение приняли в ее сторону, так как актриса буквально сразу «попала в роль». В итоге Лариса стала вторым режиссером ленты.

«Сталкер» стал последним фильмом Андрея Тарковского, снятым в СССР. Хотя из всех его работ он наименее подвергся цензуре. Но увидели его зрители не сразу. Съемки завершились в 1978 году, закрытый показ состоялся в мае 1979 года, а на широкие экраны фильм вышел только спустя год.

«Я готовился к фильму всю жизнь, а снимал его два года». Андрей Тарковский

Материал подготовила: Тамара Хачатрян

Лента

Рекомендуем посмотреть