Недосягаемая вершина в истории армянского театрального искусства: Сирануйш - RadioVan.fm

Онлайн

Недосягаемая вершина в истории армянского театрального искусства: Сирануйш

2019-06-24 22:59 , Немного О..., 3713

Недосягаемая вершина в истории армянского театрального искусства: Сирануйш

Больше века живет среди армян легенда о Сирануйш. Ее имя было эталоном, недосягаемой вершиной в истории армянского театрального искусства. Эта актриса большого драматического таланта своей жизнью и творчеством стала одной из немногочисленных деятелей искусств, поднявших армянское искусство до уровня мирового.

Немного об истории армянского театра XIX века в Западной Армении

Центром духовной культуры западных армян был Константинополь, где еще в 1810 были поставлены первые армянские спектакли под руководством М. Бжишкяна. В 1846-1866 существовал театр «Арамян татрон» под руководством О. Гаспаряна, сохранявший традиции древнеармянского театра. В 1850-е в Константинополе функционировало несколько армянских любительских трупп. В 1856 поэт-драматург М. Пешикташлян основал армянский национальный театр. В 1857 выходил театральный журнал «Музы Арарата».

Развивалась западноармянская драматургия – М. Пешикташлян, С. Экимян, П. Дурян, Т. Терзян. В 1860-е любительские труппы в Константинополе и в Тифлисе превратились в профессиональные постоянные театры. В 1861-1867 в Константинополе работал театр «Аревелян татрон» («Восточный театр»).

В 1869 Акоп Вардовян организовал в Константинополе «Вардовян татерахумб» (труппа Вардовяна), которая просуществовала до русско-турецкой войны (1877).

В 1873 создан театральный коллектив под руководством драматурга, актера и режиссера Э. Тер-Григоряна.

Краткая биографическая справка актрисы

Меробэ Кантарджян родилась в 25 мая 1857 года в Константинополе (Стамбул). C 16 лет (в 1873 году ) взошла на подмостки театра П. Магакяна в Стамбуле и на протяжении полувека была славой и гордостью армянского театра под именем Сирануйш. Талантливой актрисой и певицей была и сестра Сирануйш – Астхик (Амбер Кантарджян), которая умерла еще в молодости.

Вначале, в 1875 году, поступив в театральную труппу Акопа Вардовяна в Стамбуле, она выступала в качестве драматической актрисы и оперной певицы, играя в спектаклях на армянском и турецком языках, главным, образом в мелодрамах и армянских исторических трагедиях классицистического направления.

После русско-турецкой войны 1877-1978 года по приказу султана деятельность армянских театров в Турции была запрещена. В 1879 году, когда гонения османского правительства против армян особенно усилились, вместе с Адамяном и своей сестрой Астхик Сирануйш переезжает в Тифлис.

Так как Сирануйш была уже известна не только в Турции, она начала активно выступать с постановками за ее пределами. Выступала в Баку, Ереване, Тбилиси и др.

В 1881 году вместе с сестрой вернулась в Константинополь, но в это время османское правительство уже закрыло все армянские театры. Гастролировала по Румынии, Болгарии, Греции и Египту, играя в драматических и опереточных спектаклях

В 1897 Сирануйш приглашают в армянский театр Баку. В том же году она вместе с группой артистов переехала в Тбилиси и начала работать в местных театрах. С успехом выступает в Ереване, Александрополе, Новом Нахичеване, Шуше, Тифлисе. В 1909 году, во время гастролей в Баку было отмечено 35-летие артистической деятельности актрисы.

Ее можно было встретить во всех, населенных армянами, странах, часто – во главе собственных театральных трупп. В 1912 состоялись ее первые гастроли в России. Она покорила своим талантом Москву и Санкт-Петербург.

После скоропостижно скончавшегося талантливого армянского актера – Петроса Адамяна, Сирануйш была той яркой индивидуальностью, благодаря которой армянский зритель вновь заинтересовался театром.

Игра Сирануйш отличалась глубокой эмоциональностью, ярким темпераментом, самобытной трактовкой образов.

Роль Сирануйш в армянском театральном искусстве неоценима. Она стала легендой еще при жизни. На протяжении 65-ти лет своего сценического творчества она сыграла более 300 ролей. Но даже играя в пьесах зарубежных драматургов, ее искусство всегда носило национальный характер. Зритель и режиссеры-постановщики были свидетелями блестящего артистического таланта Сирануйш.

Репертуар русоволосой, крупного телосложения, обаятельной и привлекательной Сирануйш за 65 лет театральной деятельности включал в себя около 300 ролей в лучших пьесах армянской, русской и европейской драматургии.

Сирануйш была первой женщиной на армянской сцене, которая исполнила мужскую роль Гамлета в трагедии Шекспира. Среди ее лучших ролей были: Офелия – «Гамлет» Шекспира, Рузан – «Рузан» Мурацана, Маргарита Готье – «Дама с камелиями» Дюма-сына, Маргарит – «Супруги» Сундукяна, Медея – «Медея» Суворина и Буренина, Кручинина – «Без вины виноватые» А. Н. Островского, Жанна д’Арк, Иоанна, Мария Стюарт – «Орлеанская дева» Шиллера, Гамлет – «Гамлет» Шекспира, Настасья Филипповна – «Идиот» Достоевского, Зейнаб – «Измена» Южина-Сумбатова, Катарина – «Укрощение строптивой» Шекспира, Катарина – «Анджело» Гюго, Юлинька – «Доходное место» А. Н. Островского, Леди Макбет — «Макбет» Шекспира, Кекел – «Пэпо» Сундукяна, Анани – «Еще одна жертва» Сундукяна, Лидочка – «Свадьба Кречинского» Сухово-Кобылина, Софья – «Горе от ума» Грибоедова, Амалия – «Разбойники» Шиллера, Гонерилья – «Король Лир» Шекспира, Порция – «Венецианский купец» Шекспира, Фатымэ – «Леблебиджи Хор-Хор-Ага» Т. Чухаджяна и т.д.

Она обладала исключительной силой перевоплощения, она не просто играла на сцене, не просто представляла, а «жила» и «сопереживала». Игра Сирануйш отличалась глубокой эмоциональностью, ярким темпераментом, самобытной трактовкой образов, получила высокую оценку М. Н. Ермоловой, А. И. Южина-Сумбатова. В этом плане она была близка к таланту итальянки Элеоноры Дузе, несмотря на то, что армянские театральные критики чаще сравнивали ее с француженкой Сарой Бернар.

К великому сожалению до нас не дошел ни один фильм, посредством которого нам можно было бы судить о таланте этой легенды армянского театра, хотя кино к концу двадцатых годов прошлого века уже «заговорило» и запечатлело для потомства игру двух выше упомянутых выдающихся актрис того времени – Сары Бернар и Элеоноры Дузе.

Сегодня о Сирануйш можно судить только по театральным рецензиям того времени и воспоминаниям современников. Она была актрисой небольшого народа, не имевшего в то время ни государства, ни средств для передачи на хранение будущим поколениям таланта своей великой актрисы.

Сирануйш скончалась 10 июня 1932 года в Каире в возрасте 75 лет.

Источник – vstrokax.net.

Лента

Рекомендуем посмотреть