В попытке воплотить свое представление об окружающем мире древний человек изготовил одну из самых первых каменных скульптур, впоследствии получившей обобщенное название «неолитической Венеры». История же ваяния начинается приблизительно за тридцать веков до н. э., со старейшего из культурных народов древнего мира – египтян.
Эпоха великих древних цивилизаций ознаменовалась созданием великолепных каменных скульптур: достаточно вспомнить могучих ассирийских крылатых львов и буйволов, сфинксов и богов Египта и потрясающей красоты римские мраморные копии древнегреческих статуй, которые в большинстве своем были сделаны из бронзы. Религиозные и этические воззрения эллинов, принимавших видимый мир за непосредственное проявление божества и стремившихся выразить последнее через очистку или идеализацию первого, и были причиной того, что ваяние стало самым значимым видом художественного творчества древних греков.
До сих пор воображение потрясает фигура крылатой Ники Самофракийской, хоть и лишенной головы, но за столетия не растерявшей своей необыкновенной экспрессии.
Необыкновенная находка
Все началось в 1863 году, на острове Самофракия, где вице-консул Франции и археолог – любитель Шарль Шампуазо занимался проведением земляных работ на территории Святилища Великих Богов Кабиров. В результате раскопок он находит первые детали величественной скульптуры: ноги, бюст, но, к сожалению, статуе не доставало головы и рук. Крылья сразу позволили установить, что найденная статуя изображает богиню победы.
Самофракия в те времена все еще находилась под властью Османской империи и Шампуазо было необходимо разрешение Высокой Порты, чтобы переправить скульптуру во Францию. Впрочем, за определенную мзду он ее легко получил...
Статуя прибыла в Лувр 11 мая 1864 года, но со значительными недостатками. Статуя состояла из отдельных разрозненных фрагментов, их было около 200.
Установка Ники в Лувре
Когда Шарль Шампуазо привез Нику Самофракийскую в Лувр, он оставил на острове постамент статуи – носовую часть корабля, на котором возвышалась статуя. Археолог и не предполагал, что это неотъемлимая часть данной скульптуры. Во время раскопок он не обратил внимание на то, что огромные серые куски лартийского мрамора, не привлекающие особого внимания, явно имеют отношение к найденной им статуе. Сложенные вместе, они представляют нос корабля, на котором и была установлена скульптура.
В 1875 году на остров приехала австрийская археологическая экспедиция, которая обнаружила постамент. Шампуазо удалось договориться переправить постамент во Францию.
В 1884 году реставрация статуи была завершена, при этом были реконструированы некоторые отсутствующие детали – правое крыло, левая грудь, часть спины. Ника Самофракийская выставляется в Лувре с 1884 года.
Уже в середине двадцатого века – в 1950 году была сделана еще одна находка – археологу Жану Шарбонно удалось откопать правую руку Ники.
Это открытие положило конец домыслам ученых о том, что же богиня держала в руке – лавровый венок или трубу, возвещавшую победу. Стало понятно, что в простертой руке с вытянутыми пальцами, она бы ничего не смогла удержать. Сейчас найденная рука выставлена в витрине в том же зале, что и сама скульптура.
А в музее Самофракии, который располагается на том самом месте, где была найдена статуя, сегодня стоит ее гипсовая копия.
Из глубин истории
Имя скульптора Ники точно неизвестно, хотя в некоторых источниках авторство приписывается Пифокриту из Линдоса (Родос). Шампуазо в своей первой публикации, посвященной этой статуе, высказывал предположение, что она была сделана по приказу македонского полководца Деметрия I Полиоркета после морской победы, одержанной им у побережья Кипра между 295 и 289 гг. до н. э. Этой же версии по сей день придерживается и Археологический музей Самофракии. Вместе с тем, статуя была отображена и на македонских монетах, а сам остров Самофракия играл важную роль для эллинистических македонских царей. На сегодняшний день наиболее вероятным сражением, которому посвящена Ника, считается сражение у острова Кос в 263 году до н. э., когда в столкновении между Антигоном II Гонатом и Птолемеем II победил флот первого.
На основании анализа керамического материала, собранного во время относительно недавних раскопок, было установлено, что пьедестал статуи был воздвигнут около 200 г. до н. э., хотя некоторые ученые все же относят его ко времени между 250 г. до н. э. и 180 г. н. э. Это связано с некоторыми сходствами скульптуры Ники со статуями Пергамского алтаря, который создавался около 170 г. до н. э.
У подножья скульптуры фрагментами сохранилась надпись, содержащая слово «Rhodhios» (Родос). Именно это обуславливает видение, что Ника Самофракийская создавалась после морской битвы с целью увековечить великое прибрежное государство в Эгеиде – Родос. Следовательно, можно сделать вывод, что Ника Самофракийская была создана до 288 г. до н.э.
В ходе новейших археологических исследований было установлено, что статуя находилась в нише амфитеатра и являлась частью алтаря, стояла же она на монументе корабля Деметрия I Полиоркета.
Статуя демонстрирует собой гармонию и совершенство формы, уже много лет она восхищает критиков и художников — особенно впечатляет естественность движений фигуры, и если взглянуть на ее одежду, создается такое впечатление, что она действительно развивается и на море дует сильный ветер.
Культурная икона
Статуя Ники — один из величайших шедевров эллинистического искусства, дошедших до нас и ставшей настоящей культурной иконой. К ее образу неоднократно обращались художники. Например, «Дева» Эбботта Хендерсона Тайера — довольно известная аллюзия на статую Ники.
«Дева» Эбботта Хендерсона Тайера
Когда Филиппо Томмазо Маринетти в 1908 г. опубликовал «Манифест футуризма», он противопоставлял в нем свое представление о движении и, как он полагал, умерший художественный образ Ники: «…ревущая машина, мотор которой работает как на крупной картечи, — она прекраснее, чем статуя Ники Самофракийской».
Ника в Лувре
Ника Самофракийская — один из самых ценных экспонатов Лувра: сейчас она находится на повороте лестницы Дарю, где особенно ярко проявляется вдохновенность движений статуи. Даже несмотря на то, что у статуи отсутствует ряд важных фрагментов (руки, голова) многие считают, что это только подчеркивает сверхъестественность статуи Ники.
Различные варианты реконструкции статуи навели ученых на мысль о том, что Ника должна была быть повернута на три четверти влево.
Ника перед казино «Цезарь Палас» в Лас-Вегасе
В музеях и галереях мира можно встретить множество копий статуи Ники. Одна из самых известных находится перед казино «Цезарь Палас» в Лас-Вегасе. «Дух экстаза» — фигурка на радиаторе «Роллс-Ройсов» — также сделана по образу Ники.
«Дух экстаза» — фигурка на радиаторе «Роллс-Ройса»
В форме Ники был сделан и первый кубок мира, разыгранный Международной футбольной ассоциацией FIFA в 1930 г., проект которого был предложен Абелем Ляфлером.
Кубок мира, 1930г
Нику Самофракийскую очень любил и архитектор Фрэнк Ллойд Райт, который ставил ее репродукции на крышах построенных им зданий, в числе которых Ward Willits House, Darwin D. Martin House и Storer House.
Ника производит неизгладимое впечатление на того, кто увидел ее впервые. Она вся словно устремлена в будущее. Гениальный ваятель древности заставил ожить неподвижный камень. Богиня парит над окружающим пространством и в то же время как бы стремится навстречу людям. Она – воплощение победы, она провозглашает ее.
Материал подготовила: Тамара Хачатрян