«Веря, что «позитивное разрушение» создает конструкцию, художник в своих работах использует огонь как инструмент для выражения и трансформации. Его последняя выставка «Cessez Le Feu» («Останови огонь») поражает как сложностью исполнения, так и вообще своим существованием, ведь Богоссян создает свои уникальные рисунки не только кистью, но ни таким не совсем обычным (в искусстве) инструментом, как паяльник». Так журнал Forbes охарактеризовал работы ливанского художника и армянского происхождения Жана Богосяна, экспозиция которых в конце марта была представлена во втором по величине здании штаб-квартиры ООН в Женеве.
Впечатляющие произведения искусства, которые Жан Богосян представил на этой выставке, имеют большое значение не только с точки зрения их художественного ценности и креативности, но и для самой Организации Объединенных Наций.
Согласно источнику, Богосяна вдохновили 17 целей ООН для преобразования нашего мира: усилиям по наращиванию экономического роста и решению целого ряда вопросов в области образования, здравоохранения, социальной защиты и трудоустройства, а также борьбе с изменением климата и защите окружающей среды.
«Его работы – это нечто большее, чем просто инсталляции, ведь художник объединяет творчество с культурной, социальной и гуманитарной миссией ООН. Жан Богосян хочет, чтобы его работы содействовали формированию нашей совести и развитию индивидуального взаимодействия с искусством», - резюмировало издание.
А в 2017 годув армянском павильоне на 57-ой Венецианской биеннале нашли свое совсем не метафорическое выражение самые пламенные художественные порывы: Жан Богоссян сразу на двух площадках, в Армянском колледже Мурат-Рафаэляна и в церкви Санта-Кроче дельи Армени, показал серию работ под названием «Негасимое пламя», для создания которых он использовал огонь и дым, вызвав восторг посетителей.
Жан Богоссян. «Без названия». 2016. Серия «Негасимое пламя»
Жан Богоссян – один из немногих художников в мире, которые экспериментируют с огнем. Он выбрал именно огонь в качестве своего художественного языка, а в качестве своих инструментов использует не столько кисть, сколько факел. «Сгоревшие» арт-объекты состоят из таких обычных предметов, как холст, бумага, книги, стулья и картины, а производят невероятное впечатление, поскольку художник применяет особые и разнообразные методы.
Жан Богоссян
Скульптор и художник Жан Богоссян — ливанский армянин, ныне проживающий в Брюсселе. Жан вывез семью из Бейрута еще в семидесятых, когда там началась война,— так же, как когда-то его дед Оганнес вместе с семьей бежал из Западной Армении в Сирию, когда Османская империя начала массово истреблять армян. Именно в Алеппо в 1949 году и родился будущий художник. Впоследствии семья перебралась в Бейрут, где глава семьи Богоссян основал ювелирную компанию.
«Мой отец, когда семья сбежала из Армении, не имел ничего и просто стал делать то, что хорошо умел, и то, что армяне делали традиционно — драгоценности. У него был настоящий талант, и семья не просто выжила, но постепенно создала вполне достойную ювелирную компанию», - рассказал художник в одном из своих интервью.
Сейчас она является одной из самых уважаемых ювелирных семейных компаний, которые находили камни и делали украшения для многих знаменитых исторических ювелирных домов, а несколько лет назад стали делать их и под собственным брендом Boghossian.
Богосян также является и президентом культурного фонда Boghossian Foundation. Фонд был основан в Брюсселе в 1992 году его отцом Робертом, впоследствии передавшим управление организацией сыновьям: Жан ведет дела семейного арт-фонда, а его брат Альбер возглавил все ювелирные направления.
Семейный фонд, кроме прямой арт-деятельности, создает и поддерживает различные проекты в Ливане и в Армении — от совместных инициатив с бейрутским Университетом святого Иосифа до создания экспериментального центра современного искусства в Ереване. А также дает стипендии талантливым ливанским и армянским молодым людям разнообразных гуманитарных направлений.
Энди Уорхол. «Серебряные облака». 1966. Инсталляция в фонде Boghossian Foundation
Boghossian Foundation посвящен культурному взаимодействию Востока и Запада: «Армяне, осевшие в Бейруте, а потом перебравшиеся в Брюссель,— чему же еще мы могли посвятить свой семейный фонд?»,— говорит Жан Богоссян.
Такова культурная политика фонда, а формы его деятельности традиционны: выставки, семинары и программа «Artist-in-residencе», которая дает возможность выбранному художнику жить несколько месяцев на территории штаб-квартиры фонда – виллы Ампан в Брюсселе и создавать специальный арт-проект. Выставки, проходящие здесь, действительно занимают важное место в культурной жизни Брюсселя и всегда пользуются популярностью публики.
Вилла Апман в Брюсселе
«Я, увы, не мистер Гюльбенкян! — смеется Жан Богоссян, имея в виду самого знаменитого армянского филантропа и его не менее знаменитый музей в Лиссабоне.— Наш фонд скромней, но мы стараемся так организовывать его работу, чтобы польза была максимальна».
Материал подготовила: Тамара Хачатрян