История одного шедевра: «Касабланка» - более чем три четверти века любовь к кинематографической классике не увядает - RadioVan.fm

Онлайн

История одного шедевра: «Касабланка» - более чем три четверти века любовь к кинематографической классике не увядает  

2019-06-19 22:50 , История Одного Шедевра, 4328

История одного шедевра: «Касабланка» - более чем три четверти века любовь к кинематографической классике не увядает

Фильм «Касабланка» 1942 года уже почти 80 лет возглавляет список «Самая любимая голливудская классика». Это история любви, развернувшаяся в Марокко в разгар Второй мировой войны, сделала Хамфри Богарта и Ингрид Бергман международными звездами, а своим создателям принесла три премии «Оскар».

В нашей сегодняшней публикации мы собрали несколько интересных фактов о нестареющем голливудском шедевре.

Авторы оригинальной истории отказались от своих прав, а затем пытались их восстановить в суде

Мюррей Бернетт и Джоан Элисон, авторы пьесы «Все приходят к Рику», которая легла в основу «Касабланки» совершили чудовищную оплошность, подписав контракт с компанией «Warner Bros.». За рекордную сумму в $ 20 000 они отдали все права на историю и персонажей кинокомпании. В 1983 году пара подала иск против «Warner Bros.» и Бернетт, громко заявив:

«Эти персонажи являются частью меня, и у меня к ним огромное уважения. Я хочу их обратно».

Но суд в 1986 году отклонил все претензии Бернетта и Элисон, а еще до этого, чтобы сохранить свои авторские права, «Warner Bros.» выплатила по $100,000 долларов каждому из авторов, чтобы они могли поставить оригинальную пьесу.

Пьеса «Все приходят к Рику» была поставлена на Бровдвее в 1991 году, но уже спустя месяц закрылась.

Совместная работа над сценарием и ссора братьев-близнецов

Помимо авторов оригинальной пьесы, над сценарием «Касабланки» работали братья Джулиус и Филип Эпштейны и Ховард Кох. Эпштейны были братьями-близнецами, но друг с другом долгое время не разговаривали, поэтому писали сценарий отдельно друг от друга и отдали его за три дня до съемок. А Ховард Кох, который был автором нашумевшей радиопостановки «Война миров», вызвавшей панику среди миллионов американцев, принес свой вариант сценария спустя две недели после начала съемок.

Из-за сценария у исполнителей главных ролей возникали проблемы

Первой сценой, которую снимал Майкл Кертис, была один из флешбэков в Париже. Но это вызвало некоторые проблемы у исполнителей главных ролей Хамфри Богарта и Ингрид Бергман. Богарт говорил:

«Да я вообще ничего не понимаю в этих любовных делах, так что даже не представляю, что мне делать».

Так как сценарий еще был не закончен, то Бергман также не знала, какой должна быть ее героиня и в кого она влюблена – в Рика или Виктора Ласло? Кертис, который и сам не знал, как закончится история, сказал ей играть так, как будто она колеблется в чувствах между двумя мужчинами.

Первый кадр фильма был снят другим известным режиссером

Открывающая сцена фильма, в которой рассказывается, как беженцы от Второй мировой войны оказались в Касабланке, была снята режиссером Доном Сигелом, который в ближайшие годы снял такие классические картины как «Вторжение похитителей тел» и «Грязный Гарри».

Премьера фильма была приурочена к попаданию города Касабланка на первые полосы американских газет

Премьера фильма была приурочена к попаданию города Касабланка на первые полосы американских газет: в ноябре 1942 года союзные войска заняли Касабланку, а в январе 1943 года там прошла встреча Рузвельта и Черчилля. Учитывая это обстоятельство, в компании «Warner Bros.» решили не откладывать премьеру фильма. Впрочем, американские солдаты в Северной Африке его не увидели: власти не хотели провоцировать многочисленных во французских колониях сторонников вишистского режима.

Почему на большинстве известных постеров «Касабланки» нет кадра с Богартом в тренче и фетровой шляпе

На большинстве более-менее известных постеров «Касабланки» нет кадра с Богартом в тренчевом плаще и фетровой шляпе. Его постарались сразу изъять, так как художник просто скопировал этот образ с более раннего плаката фильма «Через океан», в котором Богарт также сыграл главную роль.

По слухам, на главную роль в фильме пробовался будущий президент США

Впервые материал о «Касабланке» появился 5 января 1942 года в издании «The Hollywood Reporter». В статье говорилось, что главные роли сыграют Энн Шеридан («Ангелы с грязными лицами») и ее партнер по фильму «Кингз Роу» Рональд Рейган, будущий президент США. Впрочем, эти слухи не имели никакого реального подтверждения. На момент съемок Рейган служил в ВВС в отделе связей с общественностью.

У «Касабланки» никогда не было официальных сиквелов , но было два телепродолжения

Несмотря на то, что у «Касабланки» никогда не было официальных сиквелов, два небольших сериала выходили на телевидении в 1955-1956 и 1983 годах. Позже также вышел приквел к фильму с Дэвидом Соулом в роли молодого Рика Блейна. Было снято всего пять эпизодов, но шоу закрыли уже после двух.

«Касабланка» - самый цитируемый фильм всех времен

«Касабланка» считается самым цитируемым фильмом всех времен. И это не просто пустое заявление. В 2005 году на основе мнения 1500 кинокритиков был создан список «100 лучших киноцитат». В него вошло 6 высказываний и «Касабланки», больше чем у какого-либо другого фильма.

— Этот бокал – за тебя, малыш. (#5)

— Луи, мне кажется, что это начало прекрасной дружбы. (# 20)

— Сыграй это снова, Сэм! (# 28)

— Убит майор Штрассер. Задержите обычных подозреваемых. (# 32)

— У нас всегда будет Париж! (# 43)

— Столько пивнушек разбросано по всему миру, а она выбирает мою.(# 67)

По числу иностранцев этот фильм уникален даже для американского кинематографа

Среди 14-ти актеров в титрах фильма, только трое из них родились в Америке: Хэмфри Богарт, Дули Уилсон (пианист-певец Сэм) и Джой Пейдж (Аннина, беженка из Болгарии), все остальные одиннадцать — иностранцы. Вот лишь некоторые: шведка Ингрид Бергман (Ильза), уроженец Австро-Венгрии Пол Хенрейд (Виктор Ласло), англичанин Клод Рейнс, немец Конрад Вейдт, французы Мадлен Либо и Марсель Делио, уроженец Санкт-Петербурга Леонид Кински (бармен Саша)…

«Почти все из около семидесяти пяти актеров были иммигрантами», — подсчитал Ноа Айсенберг, автор книги «У нас всегда будет «Касабланка»» («We’ll Always Have ‘Casablanca'»).

И даже режиссером был иностранец — венгерский еврей Майкл Кертис, родившийся в Будапеште как Мано Каминер.

Франсуа Трюффо в 1973 году отказался снять ремейк «Касабланки»

В 1973 году «Warner Brothers» предложили иконе французской новой волны – режиссеру Франсуа Трюффо – снять ремейк «Касабланки». Он отклонил это предложение, сказав:

«Касабланка» не мой любимый фильм Хамфри Богарта, и я оцениваю его гораздо ниже, чем «Глубокий сон» или «Иметь и не иметь», но я знаю, что американские студенты обожают этот фильм, особенно диалоги, и они знают каждую строчку наизусть. Но меня очень беспокоят актеры. Не думаю, что Жан-Поль Бельмондо и Катрин Денев будут иметь тот же успех, что Хамфри Богарт и Ингрид Бергман».

Умберто Эко неодобрительно отзывался о «Касабланке»

Неодобрительно отзывался о «Касабланке» писатель Умберто Эко, называя фильм «весьма посредственным». По его мнению, это «подлинное нагромождение клише и стереотипов классического Голливуда»:

«В интересах развития сюжета сценаристы напихали в фильм все мыслимые экранные и литературные клише, превратив его, так сказать, в музей кинематографии. По этой причине «Касабланку» можно воспринимать по частям, выхватывая куски, каждый из которых становится цитатой, архетипом».

Почему «Касабланка»удачно выдержала испытание временем и стала с годами только популярнее

Секрет того, почему «Касабланка» столь удачно выдержала испытание временем и стала с годами только популярнее, заключается и в том, что с 1957 года многие кинотеатры стали крутить фильм в течение летних экзаменов, первоначально в Гарварде, а потом и в других университетах, где он неизменно пользовался успехом. А двадцать лет спустя было подсчитано, что «Касабланка» чаще любого другого фильма демонстрируется по американскому телевидению.

В качестве эпилога

Со времен премьеры «Касабланки» прошло более чем три четверти века, а любовь к кинематографической классике не увядает. Этому способствует идея, вокруг которой выстроен фильм: победа добра над злом, силы духа над испытаниями, жертвенной любви над обстоятельствами, нравственного выбора над жизненной тщетой.

Лента

Рекомендуем посмотреть