Онлайн

Владыка музыки: «Саят-Нова в вере тверд, он армянин!»

2019-06-18 23:03 , Немного О..., 546

Владыка музыки: «Саят-Нова в вере тверд, он армянин!»

Такими поэтами, как Саят-Нова, может и должен гордиться весь народ; это — великие дары неба, посылаемые не всем и не часто; это — избранники провидения, кладущие благословение на свой век и на свою родину…

Валерий Брюсов, поэт и переводчик стихов Саят-Новы

Вряд ли найдется хоть один армянин, кто в своей жизни никогда не слышал имя великого армянского музыканта, поэта и мастера любовной лирики – Саят-Новы. Его жизнь и творчество уже долгие годы являются темой для обсуждения среди историков, музыкантов, философов и литераторов.

Разве голоден был и едой подкрепиться пришел я?
Слышать голос твой жаждал, беседой упиться пришел я.
Мне денницы дождаться б! Затем, что не спится, пришел я,
Сам не помню, зачем, бестолковый тупица, пришел я…….

Достоверных источников, рассказывающих о подробностях жизни великого армянина осталось очень мало. Из некоторых дошедших до нас сведений известно, что настоящее имя поэта – Арутюн Саядян, а Саят-Нова – это псевдоним, который в переводе с хинди означает «царь песнопений» или «владыка музыки». Но и это утверждение не точное, так как ученые за долгие годы отвергали и выявляли все новые версии. Тем не менее, именно под таким именем поэт запомнился народу.

Не всем мой ключ гремучий пить: особый вкус ручьев моих! Не всем мои писанья чтить: особый смысл у слов моих!

Поэт родился в 1712 году в Тифлисе, в семье простых ремесленников. Отец его был верующим, совершал паломничества в Иерусалим. Детство поэта прошло в Авлабаре, в одном из армянских кварталах Тифлиса. Бытует мнение, что музыкой Саят-Нова начал интересоваться в годы обучения ткацкому ремеслу. Именно ткачеством он зарабатывал себе на жизнь.

Памятник Саят-Нове в Тбилиси

Саят-Нова с детства интересовался наукой, писал стихи, проявлял интерес к восточным музыкальным инструментам, а больше всего его интересовала каманча. Будучи безгранично талантливым, он писал и исполнял произведения на армянском, грузинском, персидском и азербайджанском языках.

В одном из своих тюркоязычных песен Саят-Нова пишет:

Саят-Нова в вере тверд, он армянин

Погрузившись в мир музыки и поэзии, он вскоре оставил ткацкое ремесло и стал ашугом. Ашугами в то время называли поэтов-импровизаторов, которые под собственный аккомпанемент исполняли на различных народных инструментах песни своего же сочинения. Народному просвещению великий ашуг посвятил почти всю свою осознанную жизнь, оставив большое национальное достояние – свое творчество.

Долгие годы Саят-Нова был придворным ашугом при грузинском царе Ираклии II. Поначалу царь Ираклий был очень доброжелателен и благосклонен с Саят-Новой. Сам поэт рассказывал, что перед ним были открыты не только все двери и его приглашали не только ради острословия, но он также принимал участие в мирских делах. В каких точно — доподлинно не известно, хотя есть сведения, что Ираклий II отправлял его в Турцию с дипломатической миссией.

Несмотря на ум и талант поэта и на благосклонное отношение царя, его жизнь не была беззаботной. Завистливые и напыщенные придворные, бездарные поэты, часто из знатных родов, высмеивали происхождение простолюдина, старались принизить, оговорить его, лишь бы только избавиться от талантливого, но дерзкого крепостного. В итоге, Саят-Нова был изгнан из царского дворца. По одной из версий, это случилось, когда царь узнал о романе поэта с его сестрой.

Ашуг был изгнан из царского дворца в Алеппо, но по вызову царя, вернулся и спустя три года окончательно его покинул. Саят-Нова был обращен в монахи и стал служить в Ахпатском монастыре.

Поэт и музыкант был убит при захвате Тифлиса войсками персидского шаха Ага Магомеда. Своевременно отправив родных на Северный Кавказ, он пожелал остаться в любимом городе. В армянской церкви Сурб Геворг (Св. Георгия) они читали молитву вместе с верующими, когда туда вломились персы. Захватчики под страхом смерти потребовали отречения от Христа, на что Саят-Нова ответил стихотворением на персидском:

«Из храма – нет, не выйду я, не отрекусь я от Христа», и тут же погиб под ударами таганов.

Это и были последние слова Саят-Новы. Однако согласно другой версии, музыкант был убит в монастыре Ахпата.

Могила Саят-Новы справа от входа в собор Св. Геворга в Тбилиси

Музыка Саят-Новы сохранилась благодаря известному композитору и музыковеду Мушегу Агаяну (1888—1966) и певцу Шаре Тальяну, которые собирали по сёлам его песни. Конечно, переходя от певца к певцу, песни Саят-Новы претерпели изменения, но в них сохранилась его сложная музыкальная стилистика, которая не только не упростилась в результате народных исполнений, но иногда даже стала ещe сложнее.

Из всего литературного наследия в письменном виде сохранился лишь Давтар («Тетрадь»); к нему добавляют записи, сделанные сыном Оганом (Иваном Саадяном) по заказу грузинского царевича Теймураза (1782—1846), который лично знал Саят-Нову.

По данным исследователей, до потомков дошли 230 произведений Саят-Новы (60 — на армянским языке, 34 — на грузинском, 115 — тюркском.

А творчество Саят-Новы открыл почитатель армянской литературы и собиратель народных песен Георг Ахвердян (Ю. Ф. Ахвердов, 1818—1861), издавший первый сборник его стихов в Москве в 1852 году. Позднее были изданы «Выбранные стихи» (Баку, 1914) и «Полное собрание стихов» на армянском языке (Ереван, 1932).

Памятник Саят-Нове в Ереване

Творчество великого ашуга и сегодня имеет такое распространение по всему миру, что в честь него назван кратер на планете Меркурий.

Лента

Рекомендуем посмотреть