Свидетель времени Ида Кар: после экспозиции работ армянки британские критики стали признавать фотографию как истинное искусство - RadioVan.fm

Онлайн

Свидетель времени Ида Кар: после экспозиции работ армянки британские критики стали признавать фотографию как истинное искусство

2019-06-10 23:13 , Культура, Шоу бизнес, 3673

Свидетель времени Ида Кар: после экспозиции работ армянки британские критики стали признавать фотографию как истинное искусство

Ида Кар считается одним из самых знаменитых фотографов Британии 20-го века. Фотопортреты Айрис Мердок, Эжена Ионеску, Жан-Поля Сартра, Андре Бретона и других снискали ей славу «фотографа богемы». Мало кто, однако, знает, что ее настоящее имя Ида Карамян и что родилась она в России.

Ида Карамян родилась в 1908 году в Тамбове, в семье Анаид и Мелкона Карамянов. Когда девочке было 8 лет, ее родители переехали в Иран, затем в Египет. В Александрии она училась во французском лицее, а когда ей исполнилось 20, направилась в Париж, чтобы учиться медицине. Однако все обернулось иначе.

В Париже она увлеклась политикой и, как большинство художников-сюрреалистов, стала приверженцем революционных убеждений левого толка, сторонником кубинской революции.

Однажды, прогуливаясь по Парижу, Ида остановилась перед какой-то фотостудией. В дверях стоял владелец, который, внимательно посмотрев на девушку, спросил, не хотела бы она стать его ассистентом? Ида, не раздумывая, согласилась с условием, что в свободное от работы время ей позволят использовать студийное оборудование. Вскоре она знакомится с известным фотографом того времени Эдмондом Белали, после замужества с которым перебирается в Каир, где супруги открывают фотостудию под названием «Айдабел». Но их брак вскоре распался. Вторым супругом Иды стал Виктор Масгрейв, за которого вышла замуж во время войны. В 1945 г. супружеская чета переезжает в Англию. Именно Лондон стал ее настоящим домом, где прожила до последних дней.

В Англии Кар продолжила заниматься фотографией, познакомилась с множеством известных людей, артистами, художниками. Уже в 1956 году прошла первая выставка фотографа. Ставшая знаменитой Ида Кар, начала снимать всех знаменитостей того времени, кто посещал Англию. Работы фотомастера оказали на британских критиков столь сильное влияние, что после экспозиции ее работ многие из них стали признавать фотографию как истинное искусство.

На фото: Ида Кар смотрит на свой портрет работы скульптора Николая Никогосяна (1962, Ереван).

Ида Кар стала одним из немногих западных фотографов, кому было позволено приехать в Советский Союз и работать в стране. Она побывала в Армении дважды – в 1957 и 1962 годах. Ее, мастера портрета, привлекали люди творчества.

На фото: портрет художника Мартироса Сарьяна в его мастерской (1962 год). Фоном Ида Кар выбрала портреты, в разные годы созданные Сарьяном

Один из самых последних портретов выдающегося армянского поэта Аветика Исаакяна (1957 год)

На фото: девушка в армянском национальном таразе (1957).

«Эту скамейку моему деду подарили армянские архитекторы, - вспоминал внук Исаакяна Авик Исаакян. - Ида Кар очень любила приходить к моему деду, они спускались в сад, к этой скамейке и начинали долгие разговоры. Кар с удовольствием использовала эту скамейку в нескольких своих фотоработах».

Куклу, наряженную в армянскую национальную одежду, Ида Кар сфотографировала на той же самой скамейке в саду у Аветика Исаакяна. «Она очень любила пить у нас кофе. И чашка, из которой она пила, сохранилась и сейчас находится в музее Исаакяна», - вспоминал Авик Исаакян.

На фото: игроки в нарды (1957).

«В Ереване нет районов, где живут только бедные или только богатые, - писала Ида Кар после возвращения из Армении, - новые многоквартирные дома и старые мазанки стоят рядом, и их жильцы живут в согласии».

На фото: дети моют овечью шерсть.(1957)

На фото: архимандрит монастыря Гегард Егише (1957).

«Когда мы приехали в Гегард, конечно, был зарезан барашек, во дворе организован пикник с шашлыком и танцами американских пилигримов под аккомпанемент местных струнных инструментов», - так писала Ида Кар о своей поездке на историческую родину в жунале Tatler.

Мальчики на Центральном рынке Еревана. Эта фотография стала своеобразной визитной карточкой поездки Иды Кар в Ереван в 1957 году.

Архитектор Григор Агабабян, автор здания Центрального крытого рынка в Ереване у входа в здание рынка, (1957)

Будущий чемпион мира по шахматам Тигран Петросян с женой Роной и сыном Варданом, (1957).

Ида Кар скончалась в 1974 году в Лондоне. Ее работы по сей день хранятся в Национальной портретной галерее Лондона. В 2011 году там же прошла большая выставка работ фотографа под названием «Ида Кар. Богемский фотограф».

Лента

Рекомендуем посмотреть