Кем был Антонио Сальери и почему стереотип «убийцы Моцарта» прочно засел в нашем воображении? - RadioVan.fm

Онлайн

Кем был Антонио Сальери и почему стереотип «убийцы Моцарта» прочно засел в нашем воображении?

2019-06-05 21:55 , Минутка истории, 7757

Кем был Антонио Сальери и почему стереотип «убийцы Моцарта» прочно засел в нашем воображении?

Если вы не музыкант, то скорее всего, первое, что вы слышали об Антонио Сальери – это то, что он отравил Моцарта. Этот миф настолько укоренился в умах, что было написано и снято не одно произведение о зависти Сальери к Моцарту, а в медицине даже появился термин «синдром Сальери». Кем же на самом деле был Антонио Сальери, и действительно ли такой сильной была его неприязнь к Моцарту?

Антонио Сальери

Кто отравил Моцарта? Конечно, Сальери. И, хотя большинство людей уже давно знает, что версия участия Сальери в смерти Моцарта самая маловероятная из всех, этот стереотип прочно засел в нашем воображении.

Термин «синдром Сальери» в медицине означает дискредитацию чужого успеха и патологическую агрессию в адрес объекта зависти. Именно так выглядит отношение Сальери к Моцарту в легенде об отравлении, а также в последовавших после неe произведениях искусства, но в действительности, ситуация была скорее кардинально противоположной, во всяком случае в годы их жизни.

Антонио Сальери родился 18 августа 1750 в маленьком городке Леньяго, недалеко от Венеции. Семья его была достаточно зажиточной, но никто и не предполагал делать из сына музыкального вундеркинда, хотя и не сопротивлялись его пристрастиям. Первые шаги в музыке ему помог сделать старший брат Франческо. Увы, к 14 годам Антонио остался круглым сиротой. Но музыкальная карьера все же была ему обеспечена.

Дом в Леньяго, в котором родился Сальери

Во время учебы в Венеции на него обратил внимание популярный тогда венский композитор Флориан Леопольд Гассман, который в то время был капельмейстером при дворе императора Иосифа II. С этого времени Вена становится для Антонио Сальери родным городом, хотя немецкий язык он так никогда и не выучил, изъясняясь на смеси французского с итальянским.

Вот как описывает Сальери один из его современников:

«Хрупкого сложения маленький человек с пылающим взором, вспыльчивый, но сразу готовый к примирению, вообще же в высшей степени приятный. Радушный и любезный, доброжелательный, жизнерадостный, остроумный, неиссякаемый источник анекдотов…».

И даже невзирая на то, что многие люди представляют себе старика Сальери рядом с молодым и гениальным Моцартом, у них было всего пять лет разницы в возрасте.

Вольфганг Моцарт и Мария Анна Моцарт играют для императрицы Марии Терезии (работа 1760 – 1770 годов)

Свое первое, полностью опубликованное музыкальное произведение Антонии Сальери написал всего в 21 год, и оно сразу же получило признание публики. Следующая его комедийная опера «Венецианская ярмарка» также пользовалась успехом. Слава сама плыла в руки молодого композитора. Оперы выходили из-под его пера одна за другой. Через несколько лет, в 1774 году, умирает Гассман. Его на посту капельмейстера сменяет Джузеппе Бонно. А 24-летнему Антонио Сальери достается не менее важная должность — придворный композитор камерной музыки и капельмейстер итальянской оперной труппы.

Театр Сальери в Леньяго, на родине композитора, где с давних пор ежегодно проводятся посвященные ему фестивали

Но не все радовались успеху Сальери. И среди его критиков оказался Людвиг Моцарт – отец будущего гения Вольфганга Амадея Моцарта. А дело в том, что Моцарт-старший так и не смог реализовать себя достойно на музыкальном поприще, вот и вложил все, что мог, в сына. И конкурент здесь Людвигу не был нужен. Более того, он внушал нелюбовь к Сальери и своему сыну.

В своей статье, посвященной Моцарту и Сальери, австрийский музыковед Леопольд Кантнер пишет:

«В чем состояли претензии Моцарта к Сальери? Например, он пишет, что в глазах императора Сальери имел больший вес, а сам он, Моцарт, никакого. Не надо, однако, думать при этом, будто дело обстояло так, что Сальери втерся в доверие к императору, оттеснив Моцарта. Было как раз наоборот. Это Моцарт пытался оттеснить Сальери, чего ему не удалось. От своего отца унаследовал Моцарт вот эту фобию — «итальяшки», все валил на этих самых «итальяшек»».

Но и сам Вольфганг Амадей Моцарт, у которого перед Сальери было форы хоть отбавляй, так как его отец, Людвиг Моцарт, с первого дня его жизни делал из него гения, в свое время был очень недооцененным музыкантом – в отличие от Сальери, который служил при императорском дворе. Например, когда в 1787 году оба композитора представили свои пьесы миру, то опера Сальери пользовалась куда большей популярностью, о чем свидетельствуют некоторые документы.

«В Вене опера Вольфганга Амадея «Женитьба Фигаро» была принята холодно. Зато в Праге она вызвала восторг», — писали в одной из сводок.

В то время как в другой было написано следующее:

«Во время представления оперы Сальери — «Бомарше» общественное возбуждение было невероятным. Для сдерживания толпы были возведены специальные ворота. Четыреста солдат патрулировали улицы вокруг Оперного театра».

Моцарт и Сальери, кадр из фильма «Амадей»

При своей жизни Антонио Сальери пользовался огромной популярностью, примерно такой же, как Вольфганг Амадей Моцарт в наши дни. Его оперы били рекорды, а для многих они недоступны и сейчас. К примеру, одна из его опер в первые 9 месяцев ставилась целых 33 раза, что считалось неслыханным триумфом. Когда в августе 1778 года состоялось торжественное открытие миланского оперного театра Ла Скала, именно Сальери был приглашен для написания оперы открытия.

Вольфганг Амадей Моцарт

Антонио Сальери купался в лучах славы. Будучи любимчиком многих монархов, он позволял себе даже отвергать лестные предложения от особ королевской крови. Так, он отказал шведскому королю Густаву III принять место при его дворе.

Антонио Сальери, портрет работы Ф. Реберга, 1821г

Моцарту, в те времена, подобный успех и не снился. Его не стремились принимать при дворе. И, несмотря на успех, положение Моцарта было неблестящим. Он вынужден был давать уроки, сочинять контрдансы и вальсы. Поэтому, причин для зависти у Моцарта к Сальери было более, чем достаточно, а не наоборот. В 1776 г. Сальери сочинил ораторию для Венского музыкального общества и сыграл ее с большим успехом. После этого, Моцарт в письме отцу написал следующее:

«С какой бы радостью я дал здесь публичный концерт! Здесь каждый музыкант получает благосклонность Императора и значительной части публики! Но я получил отказ. О, как я хочу смерти тех, кто мешает мне сделать это…».

Но даже эти его слова вовсе не означают, что Моцарт недолюбливал Сальери. Марсель Брион, один из биографов Моцарта, в своем исследовании писал:

«Личные отношения двух композиторов вовсе не носили характера ни воинственной враждебности, ни даже злобной зависти». Напротив, спустя некоторые время оба композитора стали друзьями, и Моцарт очень уважал авторитет Сальери.

Антонио Сальери дирижировал несколько произведений Моцарта, а также первым в 1791 годы исполнил его «Симфонию №40», а после своего назначения придворным капельмейстером в 1788 году, в первую очередь, вернул в репертуар оперу Моцарта «Свадьба Фигаро», которую считал лучшей его оперой.

А Моцарт, в свою очередь, пригласил Сальери на премьеру «Волшебной флейты», после чего, не без радости, написал своей жене: «Он слушал и смотрел со всей внимательностью, и от симфонии до последнего хора не было ни одной пьесы, которая не вызвала бы у него восклицания «bravo» или «bello»».

При этом, слух об отравлении Моцарта был пущен далеко не Пушкиным в его «Маленьких трагедиях», а появился практически сразу после смерти Вольфганга Амадея.

Так в чем же кроется корень этой проблемы?

По одной из версий, всему виной - «Разговорные тетради» Бетховена. Дело в том, что Сальери не просто был знаменитым композитором, но и, на начальных этапах, преподавал таким будущим музыкальным гениям, как Шуберт, Лист, Черни, Мейербер, Гуммель и Бетховен. Отношения со всеми учениками у Антонио Сальери были очень тёплыми, поэтому, когда сам он был при смерти, Бетховен его навещал. Так как к тому времени Бетховен уже оглох, то он был вынужден общаться с окружающими при помощи тетради. И вот в одной из таких тетрадей нашли запись:

«Сальери снова очень плохо. У него полностью помутился рассудок. Он не прекращает говорить, что виновен в смерти Моцарта, что он дал ему яд».

А вот санитары больницы, в которой провел свои последние дни Антонио Сальери, категорически отрицали подобного рода признания. Об этом сохранилась официальная бумага, подписанная двумя санитарами и лечащим врачом маэстро. В те годы и спустя многое время долго ходили слухи о том, кто же все-таки виновен в смерти Моцарта. Единственное, что могло бы развеять сомнения, это медицинская экспертиза останков Моцарта. Но, к несчастью, этот гениальный композитор был похоронен в общей могиле, что оставляет любые надежды на поиски его останков.

Бюст Антонио Сальери в здании Парижской оперы; скульптор Л. Ф. Шабо

В целях возвращения доброго имени Антонио Сальери, в 1997 году, по инициативе Миланской консерватории, был проведен достаточно своеобразный судебный процесс, во время которого Сальери обвинялся в убийстве Моцарта. В роли свидетелей защиты и обвинения были представлены исследователи творчества обоих композиторов. Суд признал Антонии Сальери невиновным «за отсутствием состава преступления». И сегодня мы не будем отрицать, что Антонио Сальери — гениальный композитор, который всю свою жизнь посвятил своему музыкальному призванию, а также помощи молодым композиторам в достижении их успеха.

Могила Антонио Сальери на Центральном кладбище в Вене

Материал подготовила: Тамара Хачатрян

Лента

Рекомендуем посмотреть