Драматичная эмоциональность Джованни Бернини: cемь шедевров непревзойденного скульптора эпохи барокко - RadioVan.fm

Онлайн

Драматичная эмоциональность Джованни Бернини: cемь шедевров непревзойденного скульптора эпохи барокко

2019-06-03 22:38 , Минутка истории, 4018

Драматичная эмоциональность Джованни Бернини: cемь шедевров непревзойденного скульптора эпохи барокко

Джованни Лоренцо Бернини (1598–1680) – великий итальянский архитектор и скульптор, крупнейший представитель римского и всего итальянского барокко. В его работах ярко воплотились принципы этого стиля: драматичная эмоциональность, эффектная театральность образов, активное взаимодействие архитектурных и пластических масс с пространством.

Джованни Лоренцо Бернини

В нашей сегодняшней публикации собраны семь, несомненно, достойных, работ мастера, чье творчество может служить эталоном эстетики барокко.

Аполлон и Дафна (1622—1625 гг.) — мрамор, 243 см, галерея Боргезе, Рим

Сюжет мраморной скульптуры в стиле барокко «Аполлон и Дафна» основывается на одном из рассказов, включенных в «Метаморфозы» Овидия. Работа делалась по заказу кардинала Боргезе. Композиция была завершена только в 1625 году. Кардинал Маффео Барберини, будущий папа Урбан VIII написал двустишие, заданием которого было оправдать присутствие скульптуры на языческую тематику в коллекции кардинала: «Quisquis amans sequitur fugitivae gaudia formae / fronde manus implet, baccas seu carpit amaras» («Каждый, кто будет искать наслаждения исчезающей красотой, очнётся с руками, полными листвы и горьких ягод»).

Скульптор решил изобразить итог мифологической погони бога солнца Аполлона за прекрасной нимфой Дафной: Аполлон практически настигает беглянку, но пальцы рук Дафны уже превращаются в ветви, а ноги — в корни лавра.

Кафедра Святого Петра (1624 г.) — бронза, Ватикан

Скульптурная композиция в алтарном пространстве собора Святого Петра в Ватикане – кафедра Святого Петра находится в апсиде собора Святого Петра и венчает ее главный неф.

Созданная из позолоченной бронзы кафедра, считается одним из главным шедевров Джованни Лоренцо Бернини.

Кафедра освещена витражным окном, расположенным над ним, в его центре изображен голубь, парящих в лучах Солнца — символ Святого Духа. Интересно, что размах крыльев голубя, который кажется зрителю относительно небольшим, составляет около 3 метров. Центральной частью кафедры служит бронзовый трон с ажурной спинкой, украшенной барельефом «Христос вручает ключи апостолу Петру». Трон окружен фигурами ангелов и поддерживается статуями четырех великих Учителей Церкви, которыми являются Амвросий Медиоланский, Аврелий Августин, Иоанн Златоуст и Афанасий Великий.

Фонтан Тритона (1624—1643 гг.) — пьяцца Барберини, Рим

В историческом центре Рима на площади Барберини (Piazza Barberini) расположен фонтан Тритона, созданный в 1642 году по заказу папы Урбана VIII (Барберини) вскоре после завершения строительства палаццо, в честь которого и названа площадь.

Экстаз святой Терезы (1647—1652 гг.) — мрамор, Санта-Мария-делла-Виттория, Рим

Алтарная группа в капелле Корнаро в римской церкви Санта-Мария-делла-Витториа - экстаз Святой Терезы (Estasi di santa Teresa d'Avila) была создана Джованни Бернини по заказу венецианского кардинала Федерико Корнаро.

Посвящена она святой Терезе, испанской монахине и католической святой, жившей в XVI веке. Известно, что в одном из писем святая Тереза рассказала, как однажды во сне «к ней явился ангел в плотском образе» и пронзил ей чрево золотой стрелой с огненным концом, отчего она испытала «сладостную муку».

Это видение Бернини и воплотил в мраморе. На фоне позолоченных бронзовых лучей, которые символизируют божественный свет, в алтарной нише расположены скульптуры, выполненные из белого каррарского мрамора.

Фонтан Четырех рек (1648—1651 гг.) — мрамор и травертин, пьяцца Навона, Рим

Один из самых знаменитых фонтанов Рима - Фонтан Четырёх рек (Fontana dei Quattro Fiumi) — находится на пьяцца Навона и питается водой из древнего акведука Аква Вирго.

В далеком 1644 г. папа из рода Памфили решил возвести рядом с семейным дворцом Памфили египетский обелиск, как считалось в то время, привезённый в Рим императором Каракаллой. (Был объявлен конкурс на лучший проект, к которому из-за происков недругов не был допущен великий Бернини. Но он все же подготовил проект фонтана, согласно которому вокруг обелиска размещались статуи речных богов главных рек четырёх частей мира (Нила, Ганга, Дуная и Ла-Платы).

В итоге его покровитель Людовизи, который был женат на племяннице папы, разместил макет фонтана в столовой, где тот обедал. Восхищенный Иннокентий отменил конкурс и велел Бернини без промедления заняться сооружением фонтана.

Экстаз Блаженной Людовики Альбертони (1671—1674 гг.) — мрамор, Сан-Франческо-а-Рипа, Рим

Последняя работа 71-летнего Джованни Лоренцо Бернини, созданная им в 1674 году по заказу кардинала Paluzzi degli Albertoni – статуя, посвященная Людовике Альбертони, почитаемой в Риме как блаженная. Находится статуя в капелле Палуцци-Альбертони в римской церкви Сан-Франческо-а-Рипа.

Скульптура выполнена из мрамора разных цветов: умирающая возлежит на ложе, укутанная в одежды, в состоянии религиозного экстаза, ожидая нисхождения Святого Духа.

Нептун и Тритон

Скульптура XVII века «Нептун и Тритон» высечена из мрамора и в высоту достигает 182 см.

Сцена скульптуры взята из Энеиды Верглия: Нептун успокаивает море для обеспечения безопасного прохода Энея, в то время как Тритон, сын Нептуна, даёт сигнал из горна.

Лента

Рекомендуем посмотреть