Доблестные мученики армянского народа, в Вашем духовном присутствии, как паломник, я обновляю свой священный обет именами сынов нашего народа – присутствующих или отсутствующих, но всегда живущих с Вами, и обещаю, что мы никогда не забудем Вас. Мы должны жить, созидать и бороться с крепкой верой и ясным светом, идущим от вашего мученичества – во имя всех ценностей и стремлений, во имя осуществления и увековечения которых Вы пролили свою кровь.
Католикос Арам I
Арам I (в миру Бедрос Кешишян) родился. в 1947 году вБейруте — Католикос Великого Дома Киликии с 1995 года. Духовный пастырь армянских епархий Ливана, Сирии, Ирана, стран Персидского залива, Греции, США, Канады и Кипра. Первый глава Великого Дома Киликийского, рождённый в Ливане.
Энергичный борец за признание факта Геноцида армян в Османской и Кемалистской Турции, за репарации армянского достояния.
Бедрос Кешишян в 14 лет поступил в Духовную семинарию Католикосата Великого Дома Киликийского в Антилиасе (предместье Бейрута). В 1968 году дал обет безбрачия и был рукоположен в иеромонахи. После семинарии продолжил учебу в Экуменическом институте Боссэ (Женева), затем — в Теологической школе Бейрута и Нью-Йорке (Фортхэмский университет), где получил звание доктора философии. Автор книг по вопросам богословия и истории армян.
В 1970 г. Кешишяну присвоили сан вардапета (доктора богословия).
В 1974 - 1975 гг. он преподавал в Американском университете Бейрута. В 1980 г. Кешишян был рукоположен в сан епископа. Состоял главой Ливанской епархии Киликийского католикосата Армянской Апостольской Церкви. В суровые годы Ливанской гражданской войны Кешишян являлся признанным лидером Армянской общины Ливана (de facto). В ходе своих поездок он встречался c главами государств, церквей, представителями международных организаций, лидерами партий и общин. Кешишян всегда был убеждён в том, что
Армянство Ливана фактически стало «позвоночником» Спюрка. Почему? После Геноцида армяне по «Сирийской дороге» пришли в Ливан. Здесь мы получили большую свободу и, пользуясь этой свободой в мусульманской стране, смогли организовать нашу общину. Так община Ливана стала сердцем Спюрка и в культурном, и в духовном, и в образовательном, и в политическом смыслах. Если мы взглянем на другие общины Спюрка, то увидим, что зачастую их руководители не только родились в Ливане, но и сформировались здесь. (...) Община Ливана стала сердцем Спюрка и в культурном, и в духовном, и в образовательном, и в политическом смыслах.
В 1985 г. Кешишян был избран членом Центрального комитета Всемирного совета церквей[2].
В 1991 г. Кешишян приветствовал провозглашение независимости Армении.
В Библии сказано, что надо научиться «читать знаки времени». Мир сегодня находится в состоянии коренных перемен. Нам нужно, учитывая все это, без сомнений преследовать наши национальные стремления. Кто бы мог, к примеру, подумать, что могущественный Советский Союз может быть низвергнут? Кто мог предположить, что у нас будет свободная, независимая страна, которую мы получили без особых препятствий и без кровопролития? Кто мог поверить, что мы сможем освободить Арцах?
В 1995 г. Бедрос Кешишян был избран католикосом Великого Дома Киликии, под именем Арама I.
26 декабря 1997 г. Арам I подписал в Ватикане экуменическую декларацию с Иоанном-Павлом II. Арам I — почётный член организации «Pro-Orient», экуменического римско-католического фонда, который заседает в Вене. Арам I основал музей «Cilicia» (март 1998 г.) и Архивно-рукописный центр.
В одном из выступлений Арам I назвал Киликийское царство — первой организованной армянской диаспорой (Спюрком), создавшей свою неповторимую культуру. Армянам Киликии приходилось выстраивать отношения с представителями разных религий и культурных миров, что делало киликийскую культуру более открытой и гибкой. Современная диаспора по большей части является продолжением этой традиции.
В 1998 году Арам I был избран председателем Всемирного Совета Церквей.
25 июля 2004 г. в Антилиасе, в рамках христианско-мусульманского диалога, состоялась встреча католикоса Арама I с принцем Иордании Хассаном Бин-Талалем.
В своей речи Арам I приветствовал принца как «великого арабского лидера, преданного справедливости, миру и доверию, как человека диалога, вовлеченного в развивающее и значимое сотрудничество между Исламом и Христианством, как друга и партнера, с которым идём вместе по пути общих ценностей».
Затем он сосредоточился на важнейшей роли Католикосата в армянской диаспоре, подчеркнув особо его вклад в христианско-мусульманский диалог.
Заключая свою речь, Католикос Арам I заверил принца, что Армянская Церковь и народ с его долгой историей страданий и геноцида, а также с его продолжающейся борьбой за правосудие и свободу останутся партнерами со всеми теми, кто предан построению мира, основанного на толерантности, взаимном доверии, правосудии и правах человека. В ответ на это приветствие принц Хассан выразил свою радость в связи с пребыванием в центре Армянского Католикосата Великой Киликии. Он обратился к Араму I как к другу и партнеру, преданному священному делу справедливости, межрелигиозной толерантности и мира. Принц затем обрисовал контекст современного мира в отношении его важнейших проблем, нужд и испытаний. Он рассматривает роль религии как очень важную в создании нравственной основы для жизни общества.
В июне 2005 года Арам I выступил одним из организаторов Христиано-мусульманского комитета Ближнего Востока. В том же 2005 году, в сотрудничестве с иранской стороной, с министерствами иностранных дел и культуры Исламской Республики Иран прошли конференции в Тегеране и Антелиасе, где исламские и армянские учёные обсуждали различные аспекты сотрудничества между двумя религиями. По мнению Арама I,
Армянство Ирана поддерживает тесные связи с родиной, хорошо организованно.
12 октября 2006 года Арам 1 поблагодарил Жака Ширака за его позицию в вопросе признания Геноцида армян.
Напомним, что 29 января 2001 года президентом Франции Жаком Шираком и премьер-министром Лионелем Жоспеном был подписан документ о «публичном признании Францией Геноцида армян, осуществленного в 1915 году» на территории Османской империи.
Документ был принят Парламентом и Сенатом Франции, что вызвало негативную реакцию со стороны Турции, отозвавшей своего посла в Париже и аннулировавшей контракт с французской компанией «Алкатель» на 149 миллионов долларов на производство для Турции первого спутника-шпиона. Турецкий премьер-министр Бюлент Эджевит назвал решение Франции «несправедливым и неприемлемым», несмотря на то, что в документе нет обвинений ни в адрес Турции, ни в адрес Османской империи.
Бывший президент Франции Жак Ширак во время своих выступлений неоднократно поднимал армянский вопрос и призывал президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана признать факт Геноцида, приводя в пример Германию, которая «завоевала уважение мира, признав Холокост».
В сентябре 2009 году Арам I направил открытое письмо политической элите Армении.
В своем обращении Католикос выразил беспокойство в связи с начатыми, по инициативе президента Армении Сержа Саргсяна, армяно-турецкими переговорами.
«Волна беспокойства по армяно-турецким возможным дипломатическим отношениям охватила и разбросанную по всему миру диаспору. Больше всего мы волнуемся за вопрос признания Геноцида армян, учиненного Османской Турцией и урегулирование Карабахской проблемы. (...)
В ряду возможных условий, которые может поставить перед Арменией Турция, Анкара непременно будет добиваться предать забвению память 1,5 млн. вырезанных турками армян. (...) Чётко осознавая щепетильность политических дебатов на уровне зачатка новых для армян и турок отношений, мы считаем, что армянская сторона должна быть твёрдой в своей позиции по признанию факта геноцида. Поймите: мы – потомки тех, кто подвергся уничтожению (убиты, сожжены, заживо похоронены, погибли от голода, холода, истощения и издевательств во время депортации со своих же земель), и мы не имеем права позволить забвению победить в соревновании с политическими дебатами.
По этой причине считаем нецелесообразным создание какой-либо комиссии, которая завуалировано, под видом исследований исторической документации, может набросить тень сомнения в вопросе геноцида.
В то же время мы не хотим дать повод, чтобы турецкая сторона обвинила диаспору во вмешательстве в дела Республики Армения и в препятствовании процессу нормализации армяно-турецких отношений.
Посему встала необходимость, чтобы глава Армении Серж Саргсян развеял бы все возникшие у многомиллионной армянской диаспоры сомнения. Не будь Геноцида – не было бы и такого количества армян, не по своей воле разбросанных по всему миру!»
- говорилось в обращении Арама I, распространенном департаментом по коммуникации и информации Киликийского Католикосата.
В 2011 году Арам I присутствовал при закладке фундамента новой армянской церкви в Абу-Даби.17 ноября 2011 г. Католикос Арам I встретился с политическими лидерами Ливана, чтобы оценить положение армян в соседней Сирии в период разрастания гражданской войны в этой стране. Напомнив заметную роль Сирии - первой страны, принявшей армян, переживших Геноцид 1915 года, Арам I призвал сирийских армян оставаться крайне осторожными и не подпадать под давление деструктивных сил. Он призвал сирийских армян объединиться и консолидироваться вокруг церкви, избегая эмоциональных заявлений, которые могут ухудшить положение христианского населения Сирии. Он также попросил оказать помощь семьям, пострадавшим в результате этих событий.
В 2012 году в Антилиасе состоялась международная конференция «Геноцид армян: от признания к репарациям». Цель конференции состояла в том, чтобы выяснить, как перейти от признания к репарациям, какие механизмы международного права и юридические инструменты можно задействовать в этом деле, а также какие действия в этом направлении должна предпринять Республика Армения. Арам I подчеркнул, что нельзя больше продолжать бороться только за признание Геноцида армян, более того, политика отрицания не освобождает Турцию от юридических обязательств по отношению к утраченной в результате геноцида собственности Армянской церкви и общины. Свою задачу Арам I видит в том, чтобы заявить права на всю собственность ААЦ на территории Турции: на церкви, монастыри и т. д. Рассматривалась возможность подачи иска в Европейский суд по правам человека в случае отрицательного решения турецких судебных инстанций.
30 ноября 2012 г. Арам I присутствовал на торжественном переосвящении древней армянской церкви в Диярбакыре (на юго-востоке Турции), разорённой и осквернённой в 1915 году. Католикос призвал верующих к межконфессиональному миру и терпимости.
12 апреля 2015 г., во время мессы в Ватикане, которая была проведена по армянскому католическом обряду и на которой Папа Римский Франциск I произнёс знаменательную речь о «первом геноциде XX века», Арам I обратился не только к своим соотечественникам, но ко всему миру, произнеся речь на армянском и на английском языках. Киликийский католикос сделал акцент на трех взаимосвязанных принципах:
осуждении Геноцида,
его признании и
необходимых репарациях.
Из них последний — репарации и возврат собственности ААЦ, утраченной в результате организованного младотурками Геноцида армян, за которой должна последовать компенсация потомкам жертв этой трагедии.
27 апреля 2015 г. Киликийский католикосат подал иск в Конституционный суд Турции с требованием вернуть право владения исторической резиденцией киликийских католикосов в Сисе, равно как и право использовать её в религиозных целях.
Выступая 8 мая 2015 г. в Вашингтоне, Арам I сказал:
«Совершенные в Османской империи преступления против армян являются преступлением против всего человечества.»
19 мая 2015 г. Арам I сказал в интервью «Нью-Йорк-Таймс»:
«Турция должна признать своё прошлое!».
Выступая 24 апреля 2016 г. перед многочисленной публикой, собравшейся Кафедрального Собора Святого Григория Просветителя в Антилиасе. Арам I сказал:
«Не спи, армянский народ, мы находимся в состоянии постоянной войны и окружены зримыми и незримыми врагами. И у нас нет друзей...
Сегодня Армения, как и не раз в истории, стала яблоком раздора для международных сверхдержав. И в этой ситуации армянский народ должен полагаться исключительно на собственные силы, уточнить приоритеты.
Мы не позволим народу, совершившему Геноцид, вступить на освобожденные ценой крови наши земли, ослабить нашу государственность и силу наших требований. Мы не должны допустить новых погромов нашего народа!..
Усиление мощи Армянской армии является неотложной необходимостью и требованием, а дипломатические контакты Армении должны стать более действенными и эффективными, чему может содействовать Спюрк — в особенности, в деле осуждения Геноцида армян. Пропагандистские работы, которые имеют огромное значение в условиях информационных войн в современном глобализованном мире, должны стать более организованными и активными.
Для реализации общенациональной цели необходима консолидация всего армянского народа, координация работ и укрепление единства.
Это не лозунг, а призыв к делу, и уже сегодня, ибо завтра будет поздно! Оборона Карабаха и укрепление независимости НКР имеют судьбоносное значение для Армении, точно так же, как усиление мощи Республики Армения во всех сферах, как на внутреннем, так и на внешнем фронте, имеет ключевое значение для нашей национальной борьбы за свои права. Это должно стать нашей всеармянской политикой.
Материал подготовила: Марина Галоян