Полуобнаженная темноволосая красавица с чуть приоткрытыми губами и томным взглядом появлялась на роскошных картинах австрийского художника Густава Климта четыре раза, не считая многочисленных набросков. Юная Адель Бауэр была из респектабельной еврейской буржуазной семьи, как и ее солидного возраста муж, Фердинанд Блох. Поэтому появление ее на скандальных полотнах, от который так и сквозило «испорченностью», вызвало негодование у пуританской публики. Скандалы сопровождали портреты Адель Блох-Бауэр на протяжении всего ХХ века.
Густав Климт был частым гостем в салоне Адели и Фердинанда, начиная с 1899 года.
Вот как об Адели вспоминала ее племянница Мария Альтман:
«Страдающая, постоянно страдающая головной болью, курящая, как паровоз, ужасно нежная и томная. Одухотворенное лицо, самодовольная и элегантная».
В 1901-м году художник написал «Юдифь I», для которого негласно позировала юная Адель. Этот портрет предвосхитил образ роковой женщины задолго до того, как в нем начали работать Марлен Дитрих и Грета Гарбо. А изысканные ювелирные рамы только подчеркивают этот архетип, являясь как бы продолжением картины.
Адель Блох-Бауэр на картине Густава Климта «Юдифь I», 1901 год. Галерея Бельведер, Вена
В 1903-м году муж Адели заказал Густаву Климту ее официальный портрет. На протяжении следующих четырех лет художник создал более 100 набросков, выбирая правильное положение головы и рук модели.
И вот, в 1907-м году на свет появилась «Золотая Адель». На ней изображена Адель Блох-Бауэр в возрасте 26 лет.
Эту картину также называют «Портрет Адели Блох-Бауэр I» или «Австрийская Мона Лиза». Она по праву считается одним из самых значительных полотен Густава Климта и австрийского Югендстиля в целом. В ней сочетаются все особенности «золотого периода» Климта: сочетание абстрактных декораций и реализма в изображении лица и рук, экзотическая символика, неуловимо пряная атмосфера.
Адель Блох-Бауэр на картине Густава Климта «Золотая Адель», 1903 год. Галерея современного искусства в Нью-Йорке
Обилие золота на картине как бы вытесняет саму модель. Кажется, сама она устала от своей респектабельности, превратившейся в золотую клетку. Взгляд женщины будто говорит: «Я хочу вырваться на свободу».
«Портрет Адели Блох-Бауэр I» в 1907 году был выставлен в ателье Климта в Вене и появился в журнале «Немецкое искусство», а позже – на международной выставке в Манхайме. В 1910 году портрет был показан в зале Климта на IX международной экспозиции в Венеции. До 1918 года он был в распоряжении семьи Блох-Бауэр, а с 1918 по 1921 – в австрийской государственной галерее.
В 1909 году Густав Климт создает «Юдифь II» или, как ее еще называют, «Саломею». Увидев ее, друг художника Альфред Басс написал в дневнике:
«Когда я увидел «Саломею» Густава – я понял, что все женщины, которых я знал до сих пор, были ненастоящими».
А французский искусствовед Жиль Нере предположил, что Климт явно писал «смертельный оргазм» роковой женщины, а не потрет добродетельной еврейской дамы.
Адель Блох-Бауэр на картине Густава Климта «Юдифь II» или «Саломея», 1909 год. Галерея современного искусства, Венеция
В 1912-м году Густав Климт создает еще одну «Юдифь», уже более нежную.
«Портрет Адели Блох-Бауэр II», 1912 год
Муж Адели, Фердинанд, купил у Густава Климта оба портрета жены и еще пять картин.
Адель Блох-Бауэр умерла 25 января 1925 года. В своем завещании она просила мужа после его смерти передать ее портреты и четыре пейзажа кисти Климта австрийской Государственной галерее. Муж согласился, но после австрийский Бельведер получил лишь один из пейзажей. Поскольку у Фердинанда и Адели не было детей, наследниками Фердинанд назначил детей своего брата – Марию Альтман, Луизу Гутман и Роберта Бентли.
Во время войны коллекция Блох-Бауэра была конфискована Германией и передана Австрийской галерее. После войны наследники смогли вывезти большую часть собрания, при условии, что они добровольно-принудительно подарят музею картины Климта. Воспротивилась этому лишь Мария Альтман. После длительного и громкого судебного процесса «Мария Альтман против Австрийской республики» решением международного суда «Золотая Адель» и четыре другие картины Климта были признаны собственностью 79-летней Марии Альтман, проживающей в Лос-Анжелесе. Ходатайство правительства о выкупе картин было отклонено.
Таким образом, предсмертная воля Адели Блох-Бауэр была нарушена. 14 февраля 2006-го года картины улетели за океан. Немногим позже стало известно, что «Портрет Адели Блох-Бауэр I» или «Золотая Адель» купил за 135 миллионов долларов Рональд Лаудер и поместил его в своей новой галерее в Нью-Йорке.
Сегодня самым главным портретом Адели Блох-Бауэр можно полюбоваться лишь гостям Нью-Йорка. Всем остальным остается довольствоваться его репродукциями.