Онлайн

«Национальность – армянин»: «Госпожа Удача» Павла Луспекаева не раз баловала своими подарками, но за все приходилось дорого расплачиваться

2019-05-21 21:53 , Культура, Шоу бизнес, 3922

«Национальность – армянин»: «Госпожа Удача» Павла Луспекаева  не раз баловала своими подарками, но за все приходилось дорого расплачиваться

Сильный, гордый и принципиальный таможенник Верещагин — один из любимых персонажей не только «Белого солнца пустыни», но и всего советского кинематографа. Песня «Ваше благородие, госпожа удача» из фильма режиссера Владимира Мотыля была написана композитором Исааком Шварцом и поэтом Булатом Окуджавой специально и лично для актера Павла Луспекаева. Фильм вышел на экраны 30 марта 1970 года, ата самая «Госпожа Удача», о которой герой Павла Луспекаева пел в фильме, и на самом деле не раз баловала актера своими подарками, но за все приходилось дорого расплачиваться.

Павел Луспекаев, кадр из фильма «Белое солнце пустыни»

Настоящая фамилия Луспекаева — Луспекян. Родился он 20 апреля 1927 в с. Большие Салы Ростовской области. В анкетах Павел всегда писал: «Национальность – армянин», как и в паспорте. В Больших Салах Луспекянов помнят до сих пор. Один из первых армянских родов, переселившихся на Дон в 18-м веке. В центре поселка и сейчас находится бывшая усадьба Гукаса Луспекяна, создавшего сто лет назад цех по производству шелковых тканей. Его отец, Багдасар Гукасович Луспекян происходил из нахичеванских армян, а мать Серафима Авраамовна Ковалева была донской казачкой.

Родители Павла Луспекаева

С детства он отличался отчаянным нравом — постоянно дрался с мальчишками на улице и однажды получил раскаленным железным прутом прямо в лицо — еще бы полсантиметра, и остался бы без глаза, но — повезло!

Павел Луспекаев в детстве

В начале 1940-х годов Павел поступил в Луганское ремесленное училище, позднее, когда началась война, вместе с ним эвакуировался во Фрунзе, работал слесарем.

В 1943 году, в разгар войны, 16-летний Паша сбежал из дома — в партизанский отряд, неоднократно участвовал в боевых операциях в составе партизанской разведгруппы.

Выполняя одно из заданий командования, ему пришлось четыре часа подряд пролежать на снегу, в результате чего он сильно обморозил ноги. А участвуя в ближнем бою с врагом, получил тяжелое ранение в руку. В госпитале врачи приготовились ампутировать раненую руку. Но Павел не разрешил к себе прикасаться до тех пор, пока ему не поклялись: руку будут спасать без ампутации. И ведь опять повезло — все зажило, не осталось даже шрама! После выздоровления Луспекаев был определен на службу в штаб партизанского движения 3-го Украинского фронта. В 1944 году, демобилизовавшись из армии, Луспекаев переехал в Ворошиловград – ныне Луганск.

Война окончилась, надо было получать профессию, и уже повзрослевший Луспекаев решил стать актером — поступил в Щепкинское театральное училище на курс К. А. Зубова, где весьма заметно выделялся среди сокурсников: по предмету «актерское мастерство» педагоги неизменно ставили ему «отлично». Там же он встретил Инну Кириллову, которая стала его женой и верной спутницей на всю жизнь. Скоро у молодоженов родилась дочь Лариса. После окончания учебы, в 1950 году, Луспекаев с семьей переехал в Тбилиси, а через некоторое время — в Киев. В конце концов семья осела в Ленинграде.

Павел Луспекаев и жена Инна Кириллова

До переезда в Ленинград Луспекаев успел поработать в Ворошиловградском (Луганском) областном русском драматическом театре, Тбилисском русском драматическом театре, Театре русской драмы имени Леси Украинки.

В 1959 году приехав в Ленинград, он был принят Георгием Товстоноговым в труппу Большого драматического театра (БДТ). Следует отметить, что переход в один из самых известных театров Ленинграда произошел благодаря замечательному актеру Кириллу Лаврову, который будучи в гостях в родном Киеве, обратил внимание на актера и порекомендовал его Товстоногову, более того, он посчитал, что Луспекаев играл одну из ролей лучше его самого и попросил режиссера взять на эту роль Луспекаева. На сцене БДТ Павел Луспекаев дебютировал в роли Егора Черкуна в «Варварах» М. Горького. Товстоногов, который просто так никого не хвалил сказал, что «его игра абсолютный критерий жизненной правды», а великий Лоуренс Оливье, который видел Луспекаева на сцене театра сказал:

«В России есть один актер — абсолютный гений! Только фамилию его произнести невозможно…»

В кино Луспекаев дебютировал в 1954 году, когда снялся в фильме «Они спустились с гор». Всего в фильмографии актера 23 фильма, в том числе «Республика ШКИД», «Три толстяка», «Белое солнце пустыни». Последний принес ему поистине всесоюзную славу и бессмертие.

Павел Луспекаев в фильме «Республика ШКИД»

Но пока не будем забегать далеко вперед…

Шли годы, и Луспекаева все чаще беспокоили сильные боли в ногах. Врачи вынесли приговор: тяжелое заболевание артерий ног, следствие того обморожения во время войны. Артисту было всего тридцать, когда на ногах начали появляться страшные язвы. Они не заживали, и Павел вновь обратился к врачам. Те поставили диагноз - «газовая гангрена» и сказали, что придется ампутировать.

Луспекаев принялся убеждать: нельзя ему без ног, он же артист, должен выходить на сцену! Выходить — а не выезжать в инвалидной коляске… Тогда врач вновь согласился попробовать обойтись «малой кровью» — ампутировать лишь пальцы на правой ноге.

Однако этого оказалось недостаточно — гангрена продолжала развиваться. Луспекаеву пришлось выдержать еще несколько операций — ему отрезали пальцы на левой ноге, затем правую ступню, левую ступню… Фантомные боли были невыносимыми, и артисту прописали сильнодействующее обезболивающее — по сути, наркотик.

Когда Луспекаев понял, что у него выработалась зависимость от наркотика, он пришел в ужас. Выпить он всегда любил, но чтобы становиться наркоманом – никогда! Актер призвал на помощь силу воли. День за днем он боролся с желанием принять обезболивающее, заставлял себя терпеть адские мучения — но не сдавался. Страшная зависимость отступала. В своем дневнике актер тщательно записывал часы, а потом дни, прожитые без наркотиков. Когда наконец Луспекаев ощутил, что освободился от наркотической зависимости, первое за что он взялся, - начал рисовать себе эскизы протезов. А вскоре тогдашний министр культуры СССР Екатерина Фурцева достала для него импортные протезы. Так, Павел Луспекаев понемногу стал подниматься на ноги, заново учился ходить.

Казалось бы, какие роли, если человек без обеих ног! Но в игру снова вступила Госпожа Удача. Среди актеров начали бродить странные слухи — уверяли, что безногий Луспекаев снимается в фильме, при том в боевике! Говорили, что он там без дублеров исполняет трюки и вступает в рукопашную! В это мало кто поверил, но потом стало доподлинно известно: да, все это — не слухи, а правда.

Поначалу актер отказывался от роли, но Мотыль его уговорил, действительно приняв условие: у Луспекаева не будет дублеров. Также Луспекаев на корню отверг идею Мотыля с костылями для своего героя. Он показал режиссеру чертеж металлических упоров, которые, будучи вделаны в сапоги, позволят ему передвигаться без палки. Съемки фильма начались в августе 1968 года. В оригинальном сценарии роль Верещагина была незначительной, однако во время съемки она значительно расширилась за счет сцен, полностью построенных на импровизации. Связь между актером и его героем была настолько сильной, что съемочная группа начала называть Верещагина Паша (Павел), хотя по сценарию персонажа звали Александр. Крылатыми стали целый ряд фраз Верещагина: «Я мзду не беру. Мне за державу обидно!»; «Опять ты мне эту икру поставила! Не могу я ее каждый день, проклятую, есть! Хоть бы хлеба достала!»; «Вот что, ребята, пулемета я вам не дам»; «Ты что, не слыхал про Верещагина? ...Дожил! Было время, в этих краях каждая собака меня знала. Вот так держал! А щас... забыли!».

И фильм произвел эффект взорвавшейся бомбы. Луспекаев мгновенно стал кумиром, билетов на «Белое солнце пустыни» было не достать. Артист буквально светился от удовольствия — его узнавали на улицах, это было так приятно!

И никому из сидящих в зале и восторженно аплодирующих лихому таможеннику не приходило в голову, что актеру приходилось каждый день шагать по раскаленной пустыне полкилометра к месту съемок, а вечером полкилометра обратно, — все шли пешком, потому что по барханам не проехал бы никакой транспорт.

Его преследовала жгучая боль в ногах, но Луспекаев шел, как все, только опирался на плечо жены Инны. И еще — на толстую трость. Ее вырезал для артиста каскадер, снимающийся в фильме. На палке — узоры, по поверью, приносящие удачу.

Эту резную палку после съемок Павел везде брал с собой. «Если потеряю или забуду — тут мне и конец», —любил повторять он. Прошло совсем немного времени, и палка пропала… Луспекаев даже расплакался от досады.

А через месяц после выхода на экраны «Белого солнца…» его не стало — 17 апреля 1970 года Павел Луспекаев скончался от разрыва сердечной аорты в гостинице «Минск» в Москве, не дожив всего трех дней до своего сорокатрехлетия.

Большой драматический театр Ленинграда отказался его хоронить, сославшись на то, что актер больше у них не работает. Траурные хлопоты взял на себя «Ленфильм». Поскольку актер умер накануне столетия со дня рождения Ленина, по Союзу было объявлено всенародное празднование и траур никак не вписывался в график торжественных мероприятий. Организаторы похорон не знали, где устроить гражданскую панихиду. Тело Луспекаева перевезли в Ленинград и похоронили на Северном кладбище.

На его могиле петербургские таможенники, которые называют Луспекаева главнейшим таможенником России, поставили памятник с надписью: «С поклоном от таможенников Северо-Запада».

Материал подготовила: Тамара Хачатрян

Лента

Рекомендуем посмотреть