История одного шедевра: Токката и фуга ре минор Иоганна Себастьяна Баха – одно из самых мощных произведений для органа из когда-либо созданных - RadioVan.fm

Онлайн

История одного шедевра: Токката и фуга ре минор Иоганна Себастьяна Баха – одно из самых мощных произведений для органа из когда-либо созданных  

2019-04-24 20:13 , История Одного Шедевра, 46799

История одного шедевра: Токката и фуга ре минор Иоганна Себастьяна Баха – одно из самых мощных произведений для органа из когда-либо созданных

Иоганн Себастьян Бах (1685-1750) – выдающийся немецкий композитор, органист-виртуоз, создавший за свою жизнь более 1000 произведений.

В творчестве Баха представлены все значимые жанры того времени, кроме оперы. Бах — знаменитый мастер полифонии, продолжатель старинных традиций, в творчестве которого полифония достигает расцвета.

Иоганн Себастьян Бах

Сегодня каждому из известных произведений присвоен номер BWV (сокр. от Bach Werke Verzeichnis — каталог работ Иоганна Себастьяна Баха).

Бах писал музыку для разных инструментов, как духовную, так и светскую. Некоторые произведения Баха являются обработками произведений других композиторов, а некоторые — переработанными версиями своих произведений.

Портретный бюст Баха, моделированный по реконструкции Сергея Герасимова по черепу композитора

Творческое наследие Баха интерпретируется как обобщение музыкального искусства барокко. Убежденный протестант, Бах написал много духовной музыки. Его Страсти по Матфею, Месса h-moll, кантаты, инструментальные обработки протестантских хоралов – признанные шедевры мировой музыкальной классики.

Органная музыка в Германии ко времени Баха уже обладала давними традициями, сложившимися благодаря предшественникам Баха — Пахельбелю, Бёму, Букстехуде и другим композиторам, каждый из которых по-своему влиял на него. Со многими из них Бах был знаком лично.

При жизни Бах был больше всего известен как первоклассный органист, преподаватель и сочинитель органной музыки. Он работал как в традиционных для того времени «свободных» жанрах, таких как прелюдия, фантазия, токката, пассакалия, так и в более строгих формах — хоральной прелюдии и фуги. В своих произведениях для органа Бах умело соединял черты разных музыкальных стилей, с которыми он знакомился в течение жизни. В течение наиболее плодотворного для органной музыки периода своего творчества (1708—1714 гг) Иоганн Себастьян не только написал много пар прелюдий, токкат и фуг, но и «Органную книжечку» («Orgelbüchlein») — сборник из 46 прелюдий, в котором демонстрировались различные методы и техники инструментальной обработки протестантских хоралов. Всю жизнь Бах не только сочинял музыку для органа, но и занимался консультированием при постройке инструментов, проводил экспертизу новых органов и хорошо ориентировался в особенностях их настройки.

Токката и фуга ре минор: визитная карточка Иоганна Себастьяна Баха

Токката и фуга ре минор (BWV 565) – визитная карточка Иоганна Себастьяна Баха.

Первая страница токкаты в копии Иоганнеса Рингка

Чаще всего, когда говорится «Токката и фуга ре минор Баха», имеется в виду Токката и фуга BWV 565, но это не является достаточным определением данного произведения, так как Бах написал множество токкат и фуг для органа в разных тональностях, в том числе ре минор, например Токкату и фугу ре минор BWV 538.

Предполагается, что произведение было написано композитором во время его пребывания в Арнштадте – в период между 1703 и 1707 гг: Бах был приглашен на должность смотрителя органа в церковь Св. Бонифация. Поскольку инструмент поддерживался в хорошем состоянии и был настроен по новой системе, это расширяло возможности композитора и исполнителя. Именно в этот период Бах создал много органных произведений.

Памятник молодому Баху в Арнштадте работы скульптора Бернда Гёбеля, 1942г.

Особенностью этого малого полифонического цикла является непрерывность развития музыкального материала (без перерыва между токкатой и фугой). Размер произведения 4/4. Форма состоит из трех частей: токкаты, фуги и коды. Последняя, перекликаясь с токкатой, образует тематическую арку.

Токката начинается ярко выделяющимся мордентом, который повторяется октавой ниже. Токката состоит из контрастных по темпу и фактуре эпизодов, оканчивающихся каденциями. Начинаясь с allegro, токката заканчивается в темпе adagio на третьей ступени ре минора (фа), что добавляет незавершенность и дает понять, что это еще не финал.

Фуга является восьмиголосной. Тема фуги написана в технике скрытой полифонии. Дальнейшее имитационное развитие произведения основано на мелодических фигурациях. Интермедия и средняя часть отклоняются в параллельную тональность фа мажор. Реприза, возвращающая фугу в ре минор, начинается со стретты.

Кода представляет собой несколько «импровизационных» контрастных эпизодов (техника развития заимствована из токкаты). Все сочинение завершается плагальной каденцией.

Церковь Св. Бонифация в Арнштадте

Также существует и множество переложений токкаты и фуги. В частности, для фортепиано, гитары, электрогитары, баяна, струнного, джазового оркестра и других исполнительских составов. Известны аранжировки и а капелла.

Примечательно, что, начиная с 80-х годов ХХ века музыковеды оспаривают авторство сочинения, указывая на то, что музыкальный анализ выявляет элементы стиля, весьма нетипичные для Баха, либо и вовсе не встречающиеся в его музыке:

а) Параллельные октавы в начале токкаты (в технике Баха не встречаются);

б) Субдоминантовый ответ в фуге (встречается у Баха очень редко);

в) Педальное проведение темы (фуги) без сопровождения в других голосах (не встречается больше нигде);

г) «Примитивная» гармония, особенно в противосложениях, где превалируют параллельные терции и сексты (очень редко у Баха).

Но один из наиболее авторитетных современных исследователей Баха – Кристоф Вольф, который считает Токкату и фугу вполне аутентичным баховским сочинением, созданным в ранний период творчества композитора, на аргумент стилевой чужеродности параллельных октав возражает, отмечая, что, выписывая октаву, Бах, таким образом, компенсировал отсутствие 16-футового регистра на арнштадтском органе, для которого и предназначалось сочинение.

Орган на хорах церкви Св. Бонифация в Арнштадте

Но сколько бы специалисты и музыковеды не вели споров по этому поводу, бесспорно одно: Токката и фуга ре минор Баха – одно из самых мощных произведений для органа из когда-либо созданных и неоспоримый шедевр мирового искусства.

Материал подготовила: Тамара Хачатрян

Лента

Рекомендуем посмотреть